– Открытие Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на Театральной площади – одно из самых долгожданных событий для культурной общественности Санкт-Петербурга, первый концерт намечен на вторую половину 2024 года. Что уже удалось сделать?
– Для нас реконструкция одного из красивейших зданий Северной столицы, объекта культурного наследия федерального значения Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, является особенным проектом. Помещения Каменного театра на месте будущего музыкального вуза на Театральной площади Санкт-Петербурга возводил в конце XVIII века Антонио Ринальди. Потом, почти сто лет спустя, с использованием стен и фундаментов театра здание Консерватории перестраивал Владимир Николя, оформлением интерьеров занимались лучшие художники конца XIX века Андрей Рябушкин и Василий Беляев, акустику в начале XX века улучшал Траугот Бардт. Задачами нашей команды стали бережное сохранение и реставрация, а также реализация решений для современного использования здания для обучения студентов, возвращения акустики Большому залу им. Рубинштейна.
В прошлом году завершен очень большой блок строительных работ. Усилены фундаменты, укреплены стены здания, заменена кровля, чердачное пространство стало отапливаемым.
В июне 2023 года после десятилетнего перерыва жители Санкт-Петербурга смогли увидеть отреставрированные фасады, которым по согласованию с Комитетом по охране памятников вернули первоначальный светло-бежевый цвет. В светло-бежевом оттенке Консерватория пребывала с момента открытия в 1896 году по 1963-1965 годы, когда в ходе капремонта здание перекрасили в серо-зеленый цвет. Наши специалисты отреставрировали большую часть из 2000 гипсовых украшений и воссоздали оставшийся богатый лепной декор.
Еще один итог работ – возведение над внутренними дворами светопрозрачных куполов из стекла и металла. Теперь внутренние дворы-колодцы преобразованы в общественные пространства, благодаря возведению зенитных фонарей полезная площадь здания увеличена почти на 700 метров.
Весной этого года команда проекта – ППК «Единый заказчик в сфере строительства» (структура Минстроя России), Комитет по охране памятников Санкт-Петербурга, генподрядчик «Политехстрой-Сварго» – завершает реставрационные работы в интерьерах здания, свет в конце тоннеля отчетливо виден. Проект закончим раньше обозначенного госконтрактом срока – 2025 года, и первый концерт действительно состоится уже в 2024-м.
– Наша редакция поднималась на строительные леса реставрируемой Домовой церкви и Малого зала Консерватории в феврале, тогда мы были впечатлены масштабом работ. В какой стадии находится реставрация сейчас, что нового могут увидеть гости и студенты в интерьерах музыкального вуза?
– Вам повезло, в феврале вам еще удалось застать финальные штрихи реставрации внутренних пространств здания.
В начале марта леса мы сняли и основные работы по реставрации Парадной лестницы, Малого зала им. Глазунова, основных интерьеров консерватории завершили.
Самым интересным пространством после реставрации для гостей и сотрудников Консерватории станет, конечно, Домовая церковь. Художники Андрей Рябушкин и Василий Беляев создавали росписи Домовой церкви по мотивам росписей храмов постройки XVI–XVII веков в Ярославле и Ростове, увиденные орнаменты и образы они передавали в характерной для конца XIX века стилистике. Некоторые эксперты считают, что именно роспись Домовой церкви послужила «пилотным проектом» для реализации наиболее известной работы Рябушкина – оформления храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. В конце двадцатых годов прошлого века пространство церкви разделили на два этажа и переоборудовали в учебные классы. Значительная часть росписей почти на сто лет скрылась от глаз студентов Консерватории под нанесенными позднее слоями краски!
Реставрация церкви была разбита на несколько этапов. В ходе подготовительного этапа, так называемой научной реставрации, эксперты объездили музеи Ростова, Ярославля и Костромы, побывали в Академии художеств в Санкт-Петербурге, Исаакиевском соборе, Русском музее, в Третьяковке в Москве. В архивах обнаружили эскизы, графические наброски и редкие фотографии росписей Рябушкина и Беляева. После расчисток часть фресок удалось сохранить, часть – воссоздать на основе найденных эскизов и фотографий.
Лестнице, как и фасадам, вернули светлую окраску, в которой «визитная карточка» Консерватории предстала в день открытия 120 лет назад.
– Сталкивались ли строители с какими-либо интересными находками?
– Здание первого музыкального вуза страны архитектор Владимир Николя строил на месте бывшего Каменного театра Антонио Ринальди. До реконструкции считалось, что до нашего времени дошли лишь частично сохранившиеся стены и фундамент театра 1786 года, которые Николя позднее использовал при строительстве Консерватории. В прошлом году в фойе Малого зала, в полу, мы нашли фрагмент сохранившейся живописи XVIII века времен Каменного театра. Живопись украшала один из залов, найденный фрагмент мы решили музеефицировать. Накроем этот участок специальным стеклом, чтобы его смогли увидеть все желающие. Каменный театр в Петербурге построили почти за полвека до Большого театра в Москве, приятно узнать, что от здания на Театральной сохранились не только камни!
– Международная организация AEA International признала объект реконструкции Консерватории крупнейшим проектом воссоздания объекта культурной инфраструктуры 2021 года в Европе и одним из 10 крупнейших в мире. Еще не так давно здание Консерватории считалось одним из самых безнадежных культурных долгостроев в обеих столицах, несколько лет простаивало без отопления. В чем, как вы считаете, проявляется уникальность организации проведения работ, в привлечении специалистов разных компетенций?
– Реконструкции первого музыкального вуза страны очень повезло с заказчиком, и это один из главных факторов успеха проекта. После смены ряда подрядчиков, последний из которых ушел с объекта в 2018 году, за реализацию проекта
с 2021 года отвечает структура Минстроя России – ППК «Единый заказчик в сфере строительства». После согласования проекта компания «Политехстрой» возобновила реставрационные работы осенью 2021 года. Организована сплоченная работа разных ведомств – правительства Санкт-Петербурга и Комитета по охране памятников (КГИОП), пользователя, администрации Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Ректор вуза Алексей Васильев прекрасно погружен во все нюансы строительного проекта, и, наконец, генеральный директор ППК «Единый заказчик» Карен Оганесян регулярно лично осматривает ход строительства и проводит совещания непосредственно на объекте. Множество сложных вопросов, таких как, например, утверждение исторического цвета фасадов здания, решается крайне быстро и в обстановке полного взаимопонимания. Консерватория – один из первых объектов, где текущий норматив Минстроя о завершении крупного строительного объекта в три года будет выполнен.
Второй аспект – это организация работ десятков команд специалистов разного профиля, внедряющих разные технологии. Это сотни реставраторов, которые используют традиционные материалы и технологии, такие как осетровый клей или скальпели и кисточки для расчистки гипса, конструкторы, спроектировавшие в безбумажных технологиях светопрозрачные купола из стекла и авиационного алюминия, или акустики, занимающимся устройством в Большом зале им. Рубинштейна одной из крупнейших площадок переменной акустики в Европе.
С конца прошлого года на объекте в дневное время трудятся более 1600 человек, а для придания максимального ускорения работам мы начали выводить сотрудников и в ночные смены. Это уникальный пример организации работ по реконструкции объекта культурного наследия, где строители, художники, специалисты по сложным инженерным системам и акустике работают в режиме 24/7.
– Параллельно с реставрацией вы ведете работу по воссозданию акустики Консерватории, ведь до революции первый музыкальный вуз страны был еще и одной из лучших площадок двух столиц, где выступали самые известные исполнители своего времени. Как сегодня видится будущая деятельность Консерватории в части организации пространств?
– К сожалению, Большой зал Консерватории
им. Рубинштейна в советское время утратил акустические свойства из-за многочисленных перестроек, попаданий бомб и снарядов в ходе блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну.
Весной и летом этого года самой главной задачей нашей команды становится оснащение Большого зала им. Рубинштейна технологиями переменной акустики. Мы привлекали лучших экспертов в этой области, оснащавших акустическими технологиями крупнейшие площадки страны: зал «Зарядье», Консерваторию им. П. И. Чайковского в Москве. Задачей была разработка акустической модели, при которой любой из 1000 зрителей одинаково хорошо слышал бы классическую или современную музыку в любой точке пространства, а в зале одинаково хорошо звучала бы как музыка с электроусилением, так и классика.
Постоянные посетители после открытия зал Рубинштейна не узнают: мы уже изменили его форму с прямоугольной на подковообразную, это сделано для улучшения распространения звука. Уже смонтировано более 500 тонн металлоконструкций для размещения оборудования звука, света и театральных технологий. Ведем монтаж гипсовых перекрытий, которые улучшат звучание. Летом зал оснастят сотнями микрофонов и колонок для звукоусиления и подавления, элементами механизации. Оформлению Большого зала также вернут утраченную после капремонта 1963–1965 годов стилистику эпохи Возрождения, в которой он предстал сразу после открытия.
В итоге славившийся своей акустикой на весь дореволюционный Санкт-Петербург Большой зал снова получит лучшее для своего времени оснащение. Это будет мощный аккорд, завершающий уникальные по масштабу работы в здании Консерватории.
Фото: Екатерина Темкина