01/04/2024 Стиль жизни

Время пересчитывать узелки

Можно было бы удивиться: домашний и уютный предмет – ковер – и в таком элитном офисе? А ведь именно об этом вся история ковроткачества: о великой ценности рукотворного искусства тысячи узелков.

Золото падало в цене, земли продавались за бесценок, но ковры всегда оставались гарантом обеспеченности и богатства семьи и бизнеса. Их дарили царям, делали подношения сильным мира сего, отдавали в семейное приданое, но каждый раз – заглядывали на их изнанку. Счет этим бесценным узелкам, которые и составляют ценность ковра, ведется уже сотни лет, и даже на мировых аукционах каждый узелок на вес золота. Именно сегодня, когда можно прекрасный авторский рисунок выткать за несколько часов на современном станке, ценители премиального качества отдают предпочтение традициям ручной работы. В ней находят все ценное – и энергию рук мастера, и его опыт, и даже теплые солнечные лучи южной страны, где этот ковер рождается. Но и это не полный рецепт идеального ковра нашей «Александровской мануфактуры», ведь ее имя – наследник той самой шпалерной мануфактуры, которая ткала ковры и шелковые панно в петровскую эпоху, снабжая первые дворцы Петербурга XVIII века.
«Александровская мануфактура» XXI века стала истинным наследником традиций, поставщиком и создателем авторских ковров для лучших интерьеров России, среди которых загородные коттеджи и квартиры, офисы успешных компаний и стильные бутики, банки и художественные галереи.
Задумывая новый бренд в 2019 году, учредитель и основатель компании Александр Кондратьев увидел в российской истории ковроткачества традиции, которые сегодня почти исчезли, и решил возродить их в современном дизайне: «Авторский ковер – предмет мечты многих, и я делаю все, чтобы та мечта стала доступной, сбылась у каждого на идеальном уровне». И вот, после освоения всех видов ручного ковроткачества, от безворсовых до тафтинговых ковров, были созданы стройная фирменная система и лучший рецепт авторского ковра «Александровской мануфактуры».
А кто же может стать автором нового ковра? По мнению экспертов «Александровской мануфактуры», любой заказчик – от профессионального дизайнера до настоящего мечтателя. Сюда надо прийти только с идеей, ведь в салоне «Мануфактуры» есть особенный арсенал креативных инструментов. Начать с того, что удивляет абсолютно всех клиентов: невероятно позитивная палитра цветов, собранная в приятные на ощупь помпоны – их более 2200 оттенков! Каждому творцу становится понятно – его мечта может родиться в любом цвете и в любой технике, даже самой остромодной, тафтинговой. Буквально все пинтересты пестрят коллажами тафтинговых фактур, а тренд-аналитики утверждают, что мы ищем теплых прикосновений, ведь живем в эпоху «тактильного голода». Тафтинговые ковры «Александровской мануфактуры» схожи с полотнами авангардистов, но творческим заказчикам здесь предлагают экспериментировать даже с живописью Ван Гога. А все дело в волшебных прикосновениях: разные уровни ворса, создаваемые с помощью специальных инструментов, вызывают только позитивные чувства и тактильное удовольствие.
Шелк, шерсть и даже лен на фабрике приобретают самые неожиданные качества в дизайнерских или однотонных фактурных коврах. Технологи «Мануфактуры» очень внимательно работают с тафтингом: чтобы максимально продлить годы радости от общения с таким ковром, на его обратную сторону наносят подложку из натурального латекса. Благодаря такой технологии даже самый сложный дизайн будет надежно закреплен, и в случае использования на полу хлопковая основа ковра будет плотно прилегать к поверхности. А вот ковер на стене – это тренд, совсем недавно возвратившийся в моду. Лидером этой интерьерной тенденции стали именно тафтинговые ковры, которые подчас сравнивают с арт-объектами. Именно по этой причине, как говорит статистика, тафтинговый ковер стал одним из самых модных подарков за последние 5 лет – ведь его дизайн может быть классическим, а может даже быть выполнен по мотивам нейросетей.
Свежий тренд-отчет об интерьерных коврах сообщает, что популярность снова набирают градиентные дизайны в невероятно фантазийных палитрах – от природной до неоновой. На «Александровской мануфактуре» палитру цветовой растяжки обогащают возможностями волокон – один и тот же цвет в шерсти или натуральном банановом шелке будет нести разный нюанс, блеск или бархатность. Комбинируя несколько материалов даже в одной тональности на ручном станке в технике тканого ковра на узелковой подложке, можно создать многометровый шедевр. 100 узелков из дорогих нитей на одном квадратном дюйме, завязанных лично мастером, составляют эксклюзивный рисунок личного ковра. К этим коврам на «Мануфактуре» относятся, как к дорогим костюмам – изготавливают по меркам клиента: замеряют интерьер, определяют конфигурацию, которая будет подчеркивать стиль и форму комнаты, цветовую палитру и рисунок подбирают и под освещение, и под настроение конкретного пространства. Материалы высочайшего качества в коллекциях узелковых ковров ручной работы – это особым способом обработанные нити шерсти и шелка, которые дают мельчайшую детализацию рисунка как классического стиля, так и авангардного. Это ковры для истинных ценителей современной роскоши, наполненной красками природы, историческими и винтажными образами, модными трендами и древними традициями в современном прочтении.
Творческое участие в процессе рождения ковра здесь не просто поддерживается, а даже документально прописано: вся техническая документация полностью открыта для дизайнеров и клиентов. Заказчик может видеть каждый этап изготовления авторского ковра на «Александровской мануфактуре»: от рабочих процессов ткачества до стирки и сушки для смягчения и выпрямления волокон. По древним легендам известно, что традиционно ковры выкладывали на улицы, чтобы люди и даже слоны топтали их, делая поверхность мягче, а краски – гармоничнее и долговечнее.
Но так ли это нужно в век искусственного интеллекта и моментальных результатов? Да, отвечают эксперты дизайна и арт-аналитики – именно сейчас, когда «быстрая мода» на ковры возвращается, внимание приковывается к премиальному качеству и культурным традициям. В «Александровскую мануфактуру» дизайнеры и заказчики приходят именно за авторским дизайном, то есть созданным настоящим художником и вытканным руками ремесленника. Да и сами художники приходят сюда, чтобы в сотрудничестве создать шедевр – ведь именно качество материалов и технологий дает возможность реализовать художественную идею. Сотрудничество «Александровской мануфактуры» с дизайнерами началось с самого первого дня, и сегодня ковры бренда украшают роскошные интерьеры как частных апартаментов, так и офисов премиальных компаний.
История знаменитого художника и дизайнера Кирилла Овчинникова, в портфолио которого сотрудничество с шелковыми мануфактурами, «Императорским фарфоровым заводом», премиальными брендами кожи, в этом году дополнилась коллаборацией с «Александровской мануфактурой». Именно этому предприятию художник доверил свою первую в жизни шпалеру! Сложнейшая старинная техника известна многими шедеврами, которые сегодня находятся в знаменитых коллекциях мировых музеев и которыми славится наш Эрмитаж. Продолжить и вернуть в нашу культуру традицию шпалерного ткачества – кропотливого, высокохудожественного, авторского – под силу только идеальной команде.
Kirill Ovchinnikov – российский бренд, объединивший высокое изобразительное искусство и дизайн. Известный художник создал композицию на тему «Заячий остров» в авторской акварельной манере. Сложность передачи нюансирования акварельных переходов и градиентов хорошо известна технологам и ткачам – половина успеха картины зависит от них. Какую технологию выбрать? Какую плотность и количество узелков? От толщины и качества прядения нити зависит не только прочность, но и уровень окраски – все эти вопросы детально обсуждали на совете экспертов «Мануфактуры» с Кириллом Овчинниковым. И результат превзошел все ожидания: детальность изображения, мягкие переходы цвета, объемность образов, гармоничная палитра. Авторский почерк художника идеально состоялся в новом материале – классической шпалере, которую изготовили вручную по старинным технологиям. Сегодня можно смело сказать, что этот опыт «Мануфактуры» начинает линию коллекционного дизайна, так актуального сегодня в России в среде как частных заказчиков, так и корпоративных клиентов. Хорошо известно, что больше половины корпоративных арт-коллекций начинается с приобретения авторских ковров – это уже традиция, которая возобновилась, когда в 1999 году персидский «Медальон Тебриза» ушел с молотка на аукционе «Кристис» за 2,4 млн долларов. Маркетинговый анализ предпочтений клиентов, проведенный экспертами «Александровской мануфактуры», показал, что доверие к бренду – основа для принятия решений о покупке. Те клиенты, которые заказывают на «Мануфактуре» премиальные ковры по специальному дизайн-проекту, хотят в повседневной жизни окружать себя продукцией этого бренда.
Как у хорошего модного дома, у «Александровской мануфактуры» есть коллекции не только haute couture, но и pret-a-porter. AMF Rugs – стильное решение для коммерческих, общественных и частных интерьеров: ковровые покрытия, созданные по тому же самому фирменному рецепту, что и авторские ковры, и обладающие особым коэффициентом стойкости за счет добавки к шерсти экологичных переработанных материалов. Дизайн премиальных ковролинов коллекций AM Rugs разрабатывается по фирменному рецепту «Мануфактуры» с ориентацией на брендбук компании-клиента. Мастера «Мануфактуры» сделают его визуально почти идентичным ковру ручного ткачества, но, добавив современные материалы, обеспечат ему повышенный уровень износостойкости коммерческого покрытия. И тогда фирменный логотип, знак или герб бренда на ковролине, выполненные в цветовой символике компании и по технологиям «Александровской мануфактуры», будут яркими всегда, подтверждая сильный статус бренда и его успех.
Современные технологии в рецепте идеального ковра «Александровской мануфактуры» – это дань традициям: обновлять лучшим, приумножать качество, преображать настоящее и инвестировать в будущее российской культуры.

Текст: Ксения Бандорина

Все статьи номера