– Многофункциональный комплекс SAAN – на сегодня флагманский проект Hansa Group. В то же время это, кажется, первый проект компании в «жанре» МФК. Ранее ею строились традиционные жилые дома, офисные, производственные здания. Как появился интерес к этому формату и почему он кажется вам перспективным?
– Вы верно отметили, что мы развиваем разные направления строительства – от реализации промышленных зданий до жилых и коммерческих проектов. Благодаря этому за 25 лет работы на рынке недвижимости нами была сформирована большая экспертиза в градостроительной оценке земельных участков и анализе их инвестиционной привлекательности, что в конечном итоге и привело нас к проекту SAAN.
В данном проекте Hansa Group выступает fee-девелопером, застройщиком – инвестиционная компания «Союз Инвест». Как fee-девелопер мы выполняем для заказчика комплексный объем работ, включая разработку концепции проекта, проектирование и строительство, маркетинг и продажи. Работа с заказчиком началась более года назад, когда нам предложили проанализировать потенциал участка на Коломяжском проспекте. Эта локация нам сразу показалась интересной, как с точки зрения своего разнообразного окружения, так и по высокому уровню транспортной доступности. При этом с точки зрения функционального наполнения в локации сформировался определённый дефицит качественного предложения арендных площадей. Опираясь на свою экспертизу, большую насмотренность и изученный мировой опыт, мы пришли к идее реализации здесь многофункционального комплекса, который традиционно предполагает объединение в рамках одного здания нескольких форматов недвижимости. Благодаря развитой трендовой инфраструктуре такие проекты становятся уникальными и более конкурентоспособными.
В SAAN мы сформировали юниты для инвестиций, офисные пространства и коммерческие помещения под стрит-ритейл, а также взяли довольно большой объем площадей под свое управление для формирования единой качественной среды с выбранными нами операторами.
– Что выделяет SAAN среди сопоставимых проектов? Есть ли в концепции комплекса новые опции, которые ранее в городе не предлагались?
– SAAN в первую очередь отличает продуманная инфраструктура, которая очень близка к концепции «города в городе». Это когда в рамках квартальной застройки создаются качественные условия для работы, жизни, здоровья, спорта и отдыха. Если говорить про международный опыт, то в качестве примера можно привести дубайский комплекс Dubai Hills Estate, который объединил в себе целую плеяду кластеров: разноформатную жилую недвижимость, образовательные и спортивные, развлекательные и рекреационные объекты. Еще один хороший пример – комплекс PARQ на Бали, который благодаря разнообразной инфраструктуре формирует устойчивые коммьюнити,
где людям легко общаться друг с другом, заниматься любимым делом, качественно отдыхать, работать и растить детей. В мире много примеров, в которых опытные девелоперы, обладающие компетенцией не только в строительстве, но и в управлении недвижимостью, успешно вписывают такие наборы функций в границы одного здания. Мы также используем этот подход, чтобы наш клиент имел возможность использовать все сервисы и получить любую услугу, не выходя на улицу.
Инфраструктура SAAN формируется вокруг концепции Urban Resort – уникального сочетания городской жизни и возможностей оздоровительного отдыха. Его центральный элемент – спа-пространство, задуманное как полноценный городской термальный курорт.
В проекте мы создаем место, где можно будет отдохнуть и получить опыт, сравнимый с полноценным отдыхом в качественном оздоровительном центре. В обеденный перерыв можно будет спуститься поплавать в термальном бассейне или согреться в сауне с панорамным видом на Удельный парк. Учитывая растущий спрос на качественный отдых и перезагрузку в городской среде, планируется, что доступ в спа будет открыт не только резидентам комплекса, но и всем жителям, что станет большим бонусом для всего района.
Необходимая база для нашей концепции – удачное расположение проекта SAAN рядом с Удельным парком. Чтобы привлечь интерес своей аудитории, девелоперу комплекса Dubai Hills Estate пришлось самостоятельно высадить парк. У нас же рядом с проектом располагается уникальный природный парк площадью 150 га с благоустроенными прогулочными дорожками, живописным прудом и зелеными лужайками для пикников. В то же время всего в 300 метрах от комплекса – метро «Пионерская», торговые центры, рестораны, салоны красоты и другая инфраструктура, необходимая для комфортной городской жизни.
– В ноябре проект SAAN получил специальную награду «Золотой Трезини» как «Лучший проект многофункционального комплекса и апарт-отеля, отвечающий международным трендам». Расскажите, что это за тренды.
– Думаю, что здесь пару слов хочется сказать, что такое вообще тренды. В отличие от быстро меняющейся моды, тренды носят более долгосрочный характер и отражают ключевые изменения в обществе. Это не революционные трансформации, а более плавные, естественные преобразования. Благодаря тому что они отвечают потребностям и ценностям большинства, они становятся массовыми в любой точке мира. Девелоперу очень важно отслеживать тренды и чувствовать меняющиеся настроения в жизни людей, чтобы создавать максимально востребованный продукт. Эта идея легла в основу нашей бренд-платформы Design Driven Innovators. Она опирается на принцип маленьких улучшений, которые мы реализуем на каждом уровне проекта, – в совокупности эти улучшения значительно повышают качество жизни людей.
Чтобы сделать SAAN максимально отвечающим запросам текущего времени, мы с командой изучили лучший мировой опыт в строительстве mixed-use проектов (многофункциональных комплексов), ключевые из них лично посетили и собрали самые интересные решения в области клубного сервиса и инфраструктуры.
Много интересных идей мы почерпнули на американском рынке недвижимости, который, как мне кажется, был одним из первых мировых драйверов развития сегмента многофункциональных центров. Интересен опыт Дубая, который сейчас многие называют «новой Америкой» в области строительства. Конечно, масштаб инфраструктуры напрямую коррелирует с масштабом проекта. Но есть базовые опции, которые обязательно присутствуют в каждом комплексе: спортивные площадки, игровые зоны, зоны отдыха с бассейном и сауной, кинотеатр. Мы постарались учесть опыт коллег и глубже изучить мировые тренды, чтобы внедрить их в SAAN.
Основной фокус направлен на растущий интерес людей к комплексному подходу к своему здоровью. Согласно отчёту Global Wellness Institute, глобально индустрия wellness сейчас обгоняет суммарно спортивную и фармацевтическую отрасли. При этом самым быстрорастущим сегментом стала wellness-недвижимость, которая оценивается в $438,2 млрд с рекордным темпом роста 18,1%. Это направление в недвижимости включает и умные офисы, и жилые комплексы, и апартаменты, ориентированные на здоровье и долголетие. Понимая потенциал такого тренда, мы предлагаем нашим клиентам концепцию Urban Resort. Помимо спа-пространства, предусмотрены места для релаксации и активности: спортзал и зал для занятий йогой, места для перезагрузки.
Сама по себе красота и эстетика окружающего пространства все больше влияет на состояние людей и их ментальное здоровье. Несмотря на то что рядом с комплексом находится шикарный парк площадью 150 га, на территории мы предусмотрели богатое озеленение с уникальным ландшафтом. Продуманная инфраструктура в сочетании с близостью природы, тишиной парка и его естественной красотой обеспечивает резидентам гармонию и восстановление.
В тренде сегодня – максимально естественные цвета и фактуры, так как они наиболее близки людям. При этом границы стилей в последнее время размываются: дизайнеры все чаще сочетают несочетаемое. В нашем проекте это проявляется в благоустройстве от студии L.Buro: микс северного стиля и азиатских мотивов. Мы выбрали эту студию за уникальный подход в создании любимых петербуржцами скандинавских садов, в основе которых – благополучие и стабильное состояние людей. Привычная для Петербурга скандинавская зелень и валуны в проекте SAAN дополняются обязательными для любого азиатского ландшафта водоемами, уютными перголами и парящими каменными слэбами.
Благодаря такому решению наша благоустроенная территория SAAN обещает стать местом притяжения локации, своего рода инстаграмными местом. Сейчас в моде есть даже слово «инстаграмность» – это когда проекты с уникальной архитектурой или дизайном создают вирусный эффект в социальных сетях. Внутренние интерьеры здания также максимально наполнены визуальной эстетикой. Специально для этого мы привлекли очень опытного партнера – студию AA Partners, которая занималась оформлением комплекса deluxe-класса Mantera Residence в Сочи. Сердцем проекта SAAN выступает 2-уровневое гранд-лобби с лаунж-зоной общей площадью 600 кв. м. В оформлении лобби доминирует идея высокого объемного пространства
в естественных натуральных цветах, при этом яркими композиционными элементами выступают стильная зона ресепшн, арт-лестница, места для отдыха.
– Большие города всего мира имеют не только что-то общее, но и значительные отличия. Если говорить о тенденциях в реализации комплексов инвестиционных апартаментов, таких как SAAN, какие национальные отличия вы можете назвать, исходя из вашего опыта? Есть ли, к примеру, какие-то особенности проектов в ОАЭ, которых нет в Штатах, и т. п.? И где такие проекты наиболее похожи на российские?
– Мы живем в глобальном мире, и все успешные решения в области строительства и проектирования неизбежно тиражируются в разных точках мира. Разница между гостиничными и мультиформатными проектами Майами и, скажем, Сингапура минимальна, так как аудитория этих проектов часто пересекается. Кинотеатры, боулинги, площадки для игры в гольф, открытые бассейны на крышах – все это можно встретить практически в любом международном комплексе. Безусловно, на проекты действуют климатические или геополитические ограничения, и они отличаются в зависимости от стран. Например, в российских северных широтах крайне дорого располагать курортную инфраструктуру на открытом воздухе. В Гонконге или Сингапуре, например, свои особенности. Рынки недвижимости этих городов считаются самыми дорогими в мире из-за дефицита свободной земли. Создать просторный парк с прогулочными и беговыми дорожками, как в дубайском проекте, для них – невиданная роскошь. Поэтому инфраструктура там становится не плоскостной, а вертикальной. Если девелопер не может разбить парк на земле, то он создает его на крышах или даже интегрирует в фасад, как это реализовано в сингапурском отеле PARKROYAL.
– Планируете ли масштабировать свой проект, создавать сеть комплексов или выходить на франшизу?
– При выборе названия проекта мы сразу решили, что оно должно быть интернациональным, простым и понятным в любой точке мира – от Петербурга и Дубая до Гонконга и Майами. SAAN – это символ солнца, близкий и понятный людям разных культур. В разработку пилотного комплекса на Коломяжском проспекте сейчас вкладывается много усилий, чтобы успешно масштабировать проект и в дальнейшем создать сеть комплексов под брендом SAAN.