– Как давно «Ростелеком» начал заниматься вроде бы непрофильной для себя деятельностью – работой с освещением и подсветкой различных объектов?
– Мы давно уже не ограничиваем себя рамками какого-либо направления и пробуем силы в новых и новых проектах. Постепенно нарабатываем все больше опыта и компетенций, которые в дальнейшем можно адаптировать под любые задачи бизнеса и государства.
Примерно с 2014 года выделилась в отдельное направление и работа по обновлению различных систем подсветки. 5–10 лет назад в приоритете были энергосервисные проекты по модернизации систем уличного освещения. Они, например, были успешно реализованы в Архангельской, Мурманской и Ленинградской областях, в различных социальных учреждениях Северо-Запада. Сегодня компания делает крупные энергосервисные проекты по всей стране.
– Что входит в энергосервисное решение «Ростелекома»?
– Обновление систем городского освещения – это не просто замена уличных ламп на современные энергосберегающие, а еще и внедрение автоматизированной системы управления освещением. Чтобы всем комплексом было удобно управлять, мы создаем цифрового двойника: в специальном сервисе отображается полная схема инфраструктуры – от линий освещения до электроподстанций.
– Вы работаете с готовыми 3D-моделями или создаете цифровую копию с нуля?
– В первую очередь мы делаем фотографии и на них «рисуем» тот эффект, которого хотим достичь. Согласовываем проект с заказчиком, а уже после этого создаем 3D-модель с учетом математических особенностей освещенности. 3D-модель дает возможность понять, как происходит цветовая заливка, где располагаются цветовые пятна, как распространяется свет по поверхностям. А дальше уже начинается техническая часть.
Цифровая модель в дальнейшем может стать частью светового мастер-плана города. В световой мастер-план входит техническое и архитектурное освещение объектов, он в целом учитывает освещенность населенного пункта – всех улиц и архитектурных объектов, например, крепостей, фонтанов, мостов, парков. Потом на его основе можно последовательно делать отдельные элементы.
– Есть ли сложности с поиском оборудования, которое прежде легко приобреталось у западных партнеров?
– Дизайнеры и светотехники ориентируются на то оборудование, которое есть на российском рынке. При этом, конечно, учитывается, насколько система умная и как она может быть интегрирована в систему городского освещения.
Ведь нам нужно быть готовыми не только к тому, чтобы здесь и сейчас запустить классическую архитектурную подсветку, но и чтобы оборудование позволяло реализовывать дополнительные сервисы, например, по экономии электроэнергии или по визуальному представлению государственных праздников.
– Идея внедрять художественное освещение идет от городских властей? Или от профильных компаний?
– Мы видим, что в последние годы регионы все активнее развивают проект «Комфортная городская среда». А сюда входит и создание архитектурной подсветки историко-туристических объектов. Световой мастер-план заранее готовы формировать пока не все. Но когда начинается работа над освещением каких-либо зданий или сооружений, приходит понимание, что он необходим. Конечно, для этого нужен определенный бюджет, и здесь у городов и регионов разные возможности, поэтому где-то это инициатива властей, а где-то свои возможности предлагает бизнес. Архитектурная подсветка – всегда индивидуальный проект и, как правило, довольно сложный.
– Архитектурная подсветка здания правительства Новгородской области в этом году получила премию «Золотой Трезини» в специальной номинации «Лучший реализованный проект архитектурной подсветки административного здания». Чем, на ваш взгляд, особенно интересна эта реализация светового оформления?
– Великий Новгород – один из самых древних городов на территории России, где веками создавалась особая уникальная энергетика. Новгородский кремль – среди старейших на Северо-Западе объектов культурного наследия, на этой земле зарождалась российская государственность. Это действительно настоящий музей Древней Руси под открытым небом. И для города, который стоит между Москвой и Санкт-Петербургом, развитие турима – естественный процесс. А значит, необходимо делать все, чтобы в Новгород хотелось приехать.
Этот проект закрывает сразу две задачи: создание комфортной общественной среды для местных жителей и повышение привлекательности для туристов. Здание правительства теперь смотрится совершенно по-другому.
– Оцениваете ли вы обратную связь от жителей?
– В Великом Новгороде мы не только подсветили здание правительства, но и сделали подсветку Вокзальной площади, сквера Воинской славы, пешеходного моста через Волхов. Эти объекты почти ежедневно видит большинство новгородцев. Жители помнят, какими они были прежде, и видят, какими стали сейчас. Например, у пешеходного моста, построенного в 80-е годы прошлого века, изначально были подсвечены перила. И старожилы помнят, как это выглядело, хоть подсветка и работала очень недолго. А сейчас мы вернули ее. Такой важный исторический мостик. И если ориентироваться на публикации в СМИ и соцсетях, реакция на подсветку, конечно, позитивная.
Большинство сооружений в таком городе, как Новгород, – объекты культурного наследия. Понятно, что много веков назад никто и подумать не мог, что когда-нибудь город будет особым образом подсвечиваться. И сейчас нам, как художественным оформителям, важно учитывать эту особенность: не просто красиво показать исторические сооружения, но бережно и гармонично интегрировать современные технологии и световое искусство в самобытную атмосферу города.