– Проект реставрации и приспособления под современное использование Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове в этом году номинировался на премию «Золотой Трезини» и стал обладателем медали Genius Petropolis («Дух Петербурга»). На ваш взгляд, какое место в образе Петербурга занимает архитектурное наследие эпохи конструктивизма?
– Петербург, построенный ведущими архитекторами Европы, – город классических традиций. И долгое время авангард – новаторское течение – был для Северной столицы чуждым. Над ним доминировали высокие стили прошлого, эпохи барокко, классицизма, эклектики и модерна. К тому же время его было ограничено всего лишь десятилетием – примерно с 1920 года по 1930 год. Все это привело к тому, что к архитектуре конструктивизма в Петербурге долго относились, мягко говоря, прохладно. В России, в отличие от Европы, где наш авангард в моде, стиль много лет оставался непонятым и недооцененным. Сейчас, я считаю, наступает эпоха переоценки. И существенное влияние оказал высокий международный авторитет отечественного авангарда, ведь этот стиль повлиял на развитие мировой архитектуры. Не зря человек-легенда, британская архитектор Заха Хадид, в своей поездке в город на Неве в первую очередь решила познакомиться с Канатным цехом — всемирно известным памятником конструктивизма.
В Петербурге под охраной государства около 80 объектов, которые представляют эту эпоху. И, в отличие от московского авангарда, далеко не все они известны. Пожалуй, как раз Канатный цех, несмотря на его бывшее весьма удручающее состояние, до проведенной нами реставрации, был одним из самых знаменитых. Причем это благодаря и фигуре уникального архитектора-новатора Якова Чернихова, и зданию со столь необычным обликом.
– Расскажите о будущем здания Канатного цеха. Что в нем будет размещаться, происходить?
– В здании будут учиться студенты питерской Вышки. Так что можно сказать, что мы приспособили его под просветительские функции. По планам НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, в отреставрированном здании разместятся факультет физико-математических и компьютерных наук, Школа дизайна и ее творческие мастерские, образовательная программа «Медиакоммуникации», лаборатории ведущих партнеров учебного заведения. Площади здания позволят обучать здесь более 2000 студентов.
– Здание Канатного цеха – не первый опыт Setl Group в сфере реставрации, воссоздания и приспособления исторических объектов. Какие выводы вы сделали для себя по итогам работы с историческими зданиями? Стала ли эта работа со временем проще или сложнее? Изменился ли подход компании?
– Основной вывод – это дорого и не быстро. Построить новое здание проще и дешевле, чем отреставрировать старое. Но мы понимаем, что это необходимо для сохранения истории. Наш холдинг родился в Петербурге, судьба компании тесно связана с родным для нее городом. Поэтому мы не можем оставаться в стороне от проблем. Сохранение культурного наследия – задача, к которой может и должен подключаться ответственный бизнес.
Надо понимать, что в нашем городе по причине специфики его застройки текущие проекты редевелопмента бывших промышленных предприятий часто реализуются на территории дореволюционных заводов и фабрик. История этих заводов уже перевалила за столетие, и на территории могут сохраняться особняки бывших собственников или заводские здания, которым был присвоен статус памятника.
Так, недавно холдинг Setl Group приобрел на Васильевском острове участок между Кожевенной и 26-й линиями и Масляным каналом. Проект развития локации предполагает реставрацию объектов культурного наследия, а также строительство жилья и объектов социнфраструктуры. На территории, приобретенной Setl Group, расположен ансамбль «Кожевенный завод А. А. Парамонова» – два объекта культурного наследия, а также исторические здания. По завершении реставрации, реконструкции и приспособления под современное использование тут появятся детский сад, поликлиника, атмосферный бар-ресторан и два офисно-деловых центра.
Объект культурного наследия «Особняк-контора» будет отреставрирован и приспособлен под общественно-деловые функции. Первоочередные противоаварийные работы уже проведены Setl Group. Сейчас идет разработка проектной документации. И после согласования с КГИОП в следующем году холдинг приступит к работам по реставрации и приспособлению.
Объект культурного наследия «Котельная» также будет отреставрирован и приспособлен под современное использование. Здесь, в промышленных интерьерах начала прошлого века, обретших новую жизнь, планируют разместить атмосферный бар-ресторан. Сейчас Setl Group уже провел первоочередные противоаварийные мероприятия, разрабатывает проектную документацию и после согласования с КГИОП в следующем году приступит к работам.
– Текущий реставрационный проект Setl Group, который сейчас на слуху, – особняк Г. И. Веге на Октябрьской набережной. Поделитесь, пожалуйста, новостями по этому объекту.
– В настоящее время в особняке ведутся ремонтные и реставрационные работы по кирпичной кладке и элементам декора, устройству окон. Работы по воссозданию фасадов обширны. Их декор будет выполнен по иконографии.
Будут воссозданы утраченные архитектурные детали: дымовые трубы, балюстрада над вторым этажом, балконы с ажурными коваными ограждениями. Между окнами второго и третьего этажей, над центральным входом, будут восстановлены капители и пилястры. А на северном фасаде здания, спустя почти сотню лет, вновь появятся давно исчезнувшие уникальные цветные витражи. Внутри особняка будет восстановлена парадная лестница с кариатидами, которая когда-то была особой гордостью хозяина дома.
– В заключение предлагаем вернуться к теме премии «Золотой Трезини». Как вы считаете, для чего нужна эта и другие премии и конкурсы? Что они могут дать архитектурам, строителям, городу?
– Честные соревнования – это всегда полезно для участников, это возможность получить оценку твоего труда именитыми экспертами. Ведь свое детище каждый априори считает самым лучшим, а тут имеет место стороннее мнение. Если говорить о «Золотом Трезини», радует международный статус конкурса, количество именитых участников из разных стран. И, конечно, лично меня воодушевляет уровень проектов из России.