– Вера, скажите пару слов о себе. Где вы живете, кем работаете? Как пришли к своей профессии?
– Меня зовут Вера Павловна Архипова, я живу в Калининградской области. Сейчас являюсь заместителем генерального директора производственной компании «PRO Сталь» и генеральным директором ООО «Альфамет».
По образованию я юрист гражданско-правовой специализации. Больше 20 лет в профессии и очень люблю эту работу, всегда считала ее самой творческой и интересной, неплохо справлялась, и результат радовал. В 2018 году Никита Евгеньевич Вохмяков, собственник производственной компании, пригласил меня на работу в качестве юриста. Но уже через 2 года от него поступило предложение заняться совсем не привычным для меня делом – производством. Это было непростым для меня решением – кардинально поменять сферу профессиональной деятельности. Любимую юриспруденцию я не оставила, а накопленные знания и опыт мне очень помогли. Конечно, пришлось немало потрудиться и… учиться, учиться, учиться. И я учусь и пробую новое – пока не в глобальном масштабе, но надеюсь, что я только в начале пути и этот путь верный!
– Какая степень родства связывает вас с первым архитектором Санкт-Петербурга Доменико Трезини? Как вы узнали об этой связи?
– Я родилась в обычной советской семье на Дальнем Востоке, под городом Уссурийском. Мама – инженер, папа – офицер-артиллерист Советской армии, его после училища и отправили на Дальний Восток. В 1989 году отца перевели по службе в Калининград, где мы и живем сейчас.
Родители отца жили в Туле. Моя бабушка Вера Павловна Архипова, коренная петербурженка, до 1942 года жила на Васильевском острове, дедушка Леонид Данилович Архипов – ветеран Великой Отечественной войны с впечатляющим послужным списком и огромным количеством наград. Интереснейшие личности, о которых можно говорить очень много. Но они сами про себя мало рассказывали, а про предков тем более. На стене в квартире Леонида Даниловича висели семейные портреты, которые в детстве меня не слишком интересовали, а дедушка только шутил про «голубую кровь», без подробностей.
После смерти дедушки в 2005 году родители разбирали документы и фотографии. Среди них были фото конца XIX века с приложенными метриками и листками с надписями: «Модест Николаевич Леман, 1858–1910, рожден то ли в Калуге, то ли в Петрограде, похоронен в Варшаве на русском кладбище», «Евдокия Лукинична, 1864–1948, уроженка Киева, похоронена в Варшаве». Вот эти фото, метрики и надписи вызвали интерес, и мы начали изучать все, что могло быть хоть как-то с этим связано. Папа вспоминал рассказы своей бабушки Евгении Модестовны Леман, мы сопоставили их с документами и в итоге восстановили всю хронологию и генеалогическое древо. Доменико Трезини – мой прапра… дед. Далекий предок по прямой линии.
– Можем ли мы проследить всю цепочку родственных связей от Доменико Трезини до вас? В формате «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его и т. д.»?
– Можем! Итак:
• Доменико (Андрей Якимович) Трезини и Мария Лучия Карлотта.
• Их сын Матвей Андреевич Трезин и Марья Петровна Трезин.
• Их дочь Анна Матвеевна Радыгина (Трезин) и Григорий Ефимович Радыгин.
• Их дочь Аграфена (Агриппина) Григорьевна Чернова (Радыгина) и Пахом Кондратьевич Чернов.
• Их дочь Екатерина Пахомовна Леман (Чернова) и Николай Михайлович Леман.
• Их сын Модест Николаевич Леман и Евдокия Лукинична Леман (Снежко).
• Их дочь Евгения Модестовна Леман и Данил Петрович Архипов.
• Их сын Леонид Данилович Архипов и Вера Павловна Архипова (Смирнова).
• Их сын Павел Леонидович Архипов и Валентина Васильевна Архипова (Морозова).
• И я, их дочь Вера Павловна Архипова. Получается, 7 раз «пра»-внучка Трезини.
– Какие исторические документы или семейные реликвии подтверждают ваше родство с Доменико Трезини?
– Родство по нашим семейным документам подтверждено до Екатерины Пахомовны Черновой (Леман). Далее родство от нее до Доменико Трезини – факт общепризнанный, отраженный в открытых источниках: в частности, в работах о Трезини Ю. М. Овсянникова, в журнале «Генеалогический вестник».
Здесь обязательно хочется упомянуть мужа Екатерины Пахомовны – Николая Михайловича Лемана, его линия тоже связана со Швейцарией! Николай Михайлович
(1800–1865) был генерал-лейтенантом, взял штурмом крепость Рахов в русско-турецкую войну 1828–1829 гг. Его отец Михаил Михайлович Леман (1760–1831) происходил из рода швейцарских немцев, переселившихся в XVIII веке в Россию. Поступив на государственную службу, они выслужили себе по чинам и орденам право на потомственное дворянство, а в качестве своей фамилии взяли французское название Женевского озера – Леман.
– Какое значение для вас имеет родственная связь с Доменико Трезини? Как вы считаете, влияет ли она на ваш собственный жизненный и профессиональный путь?
– В моей семье этот факт был установлен, когда я была уже в осознанном взрослом возрасте. Да, 300 лет назад жил и творил мой знаменитый предок, у меня есть его гены, но не думаю, что этого достаточно, чтобы говорить о том, что они оказывают на меня большое влияние. Наверное, сейчас я могу сказать, что Петербург у меня в крови, понимая, какое значение имеет то, что он создал за годы своей жизни. Это, безусловно, приятно.
– Какие архитектурные проекты Доменико Трезини вам наиболее близки?
– Летний дворец Петра I. Скромно, просто, функционально, атмосферно и ничего лишнего. Первая во всем Петербурге система канализации. И это один из редких случаев, когда здание сохранилось практически в первозданном виде, что дает возможность в присутствии настоящего ощутить дух прошлого. Непередаваемые ощущения.
– А чем, на ваш взгляд, больше всего гордился бы сам Трезини, если бы смог попасть в наше время?
– Тем, что его наследие живет в многочисленных архитектурных памятниках, которые продолжают вдохновлять и завораживать людей всего мира.
– Вера, поздравляем вас с номинированием на Седьмую международную архитектурно-дизайнерскую премию «Золотой Трезини» с проектом архитектурных форм в Парке света в Гурьевске! Какие чувства у вас вызывает участие в премии, названной в честь вашего предка?
– Будем надеяться, что и мой скромный вклад будет оценен. Это достойная работа, труд команды, идея, воплощенная в жизнь прекрасным конструктором Андреем Свиридецким и выполненная коллективно. Я горжусь, что работаю с профессионалами.
– Какую роль, по вашему мнению, играет премия под девизом «Архитектура как искусство» в развитии архитектуры и дизайна?
– Помогает сохранить наследие для будущих поколений, обратить внимание на существующие проблемы, объединить опыт экспертов и смелое, нестандартное мышление, присущее молодому поколению, дать возможность заявить о себе. Стандарты и шаблоны – это комфортно. Но развитие – это что-то нестандартное, это скорее рядом с «невозможно». Девиз вдохновляет сделать невозможное возможным.
– Чем уникален проект, который вы номинировали на премию «Золотой Трезини»?
– Мы создали купол из отдельных сот – конструкцию 5,6 метра высотой и 8,8 метра в диаметре. Это полусфера, собранная в единую конструкцию из шестигранников. Если учесть, что правильными шестиугольниками сфера не покрывается принципиально, то перед нами поставили невыполнимую задачу. Классический футбольный мяч, например, – это многогранник, состоящий из 12 правильных пятиугольников и 20 правильных шестиугольников.
В каждой из вершин сходятся два шестиугольника и пятиугольник. Каждый из пятиугольников со всех сторон окружен шестиугольниками. По задумке Екатерины Фурс (ООО «Другая Архитектура»), автора данной архитектурной формы, купол собран из сот, а сота – это шестигранник.
И у нас получилось. Это достойная конструкторская работа, это внимание к деталям в исполнении, это уникально, интересно и впечатляюще. Парк света – интересная концепция, и я очень рада представить выполненные нами архитектурные формы, которые стали яркими акцентами этого общественного пространства.
– Расскажите о других интересных проектах вашей команды.
– В рамках общего благоустройства острова, где находится калининградский кафедральный собор, нами были изготовлены и установлены качели с цитатами из трудов Иммануила Канта: «Кто не умеет сдерживать своей фантазии – тот фантазер; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра – тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия – тот мечтатель». Сейчас это популярное место для детей и взрослых.
Парк сенситивного развития в Гурьевске включает зоны пяти органов чувств – созерцания, обоняния, слуха, вкуса и осязания. Также мы там выполнили объекты, способствующие изучению естественных наук: архитектурные формы «Зеркальный лабиринт», «Хождение в калейдоскопе», «Уличный музыкант», «Игра с эхо», «Шум моря», «Архимедов винт», «Игра с тенями». Очень познавательное место получилось, и не менее популярное.
– Есть ли у вас новые проекты, над которыми вы работаете прямо сейчас?
– Как я уже говорила, я в начале своего творческого пути. Хотелось бы только «вытворять», конечно, но есть в нашем производстве и другие, прикладные направления. Компания «PRO Cталь» – это производственное и пищевое оборудование (конвейерные линии и транспортеры, емкостное оборудование, корпусные изделия, пищевые и технологические трубопроводы), конструкции и сооружения (строительные металлоконструкции, металлокаркасы, эстакады, платформы и технологические переходы, ограждения), декор и благоустройство. По всем этим направлениям ведется непрерывная работа, мы рады новым проектам. В этом году у нас было открыто производство в Санкт-Петербурге.
Интересная новинка непосредственно из области дизайна – разработанный в этом году каталог мебели StahlBerg из нержавеющей стали в сочетании с мрамором, стеклом или деревом, которая также будет изготавливаться в Петербурге. Так что связи с городом Трезини все теснее.
– Напоследок дайте совет начинающим архитекторам и дизайнерам, которые вдохновлены наследием Доменико Трезини и стремятся достичь успеха в профессии.
– Будьте внимательны к деталям, наблюдательны и не бойтесь оригинальности и экспериментов!