– Valley Estate – совсем молодая компания, образованная в 2024 году. При этом заявленная миссия агентства – «создание культуры загородной жизни». Ваш предшествующий опыт работы в других компаниях показал, что эта культура у нас так и не сформировалась?
– В данном случае в понятие «культура» мы вкладываем довольно широкий смысл. Девелоперам уже на этапе проектирования коттеджных поселков стоит задумываться над тем, какой уровень удобства и качества они будут предлагать своим покупателям. Необходимо подойти к проектированию именно с точки зрения культуры и ценностей загородной жизни.
Культура загородной жизни – это про стиль, удобство, комфорт. Если человек получает необходимые для себя и своего развития условия, то он, конечно, будет жить в том поселке, который выбрал. Культура в нашем случае касается архитектурного стиля дома, оформления придомового участка, наличия необходимой современной инфраструктуры в поселке, предлагаемых сервисных услуг со стороны управляющей компании, взаимоотношений с жителями поселка, стиля отдыха. Весь этот комплекс в большинстве случаев выглядит разрозненным. Но нам хочется, чтобы девелоперы и управляющие компании ставили в центр своих проектов и услуг потребности будущего жителя дома и поселка. Для достижения поселком высокого уровня необходима синергия жителей и девелоперов.
– Вы уделяете значительное внимание работе с земельными участками под загородное строительство. Верно ли, что локация – это главное, что определяет привлекательность дома или целого коттеджного поселка?
– Локация – это, как правило, минимум половина будущего успеха проекта. Но сегодня на привлекательность коттеджного поселка влияют и другие факторы, значимость которых постепенно растет.
Во-первых, это инфраструктура. Речь идет как про внутреннее пространство поселка, так и про внешние элементы. Например, внутренняя инфраструктура должна быть в максимальной пешеходной доступности для жителей поселка. Необходимо, чтобы она отвечала на их запросы в части отдыха, комфортного использования, возможности заниматься спортом, полезно проводить время с друзьями и даже коллегами по бизнесу. Важна современная функциональность таких объектов. Кроме того, приветствуются ландшафтные решения на общей территории, а также различные водные объекты. Инженерная инфраструктура уже входит в стандартный пакет для каждого поселка.
Объекты, прилегающие к поселку, тоже важны. Это близость к магистралям, позволяющим быстро добраться в город, наличие детских садов, школ, магазинов, спортивных центров, ресторанов. Плюсом становится нахождение в географии доставки маркетплейсов или крупных ритейлеров.
– Если мы говорим о премиальном загородном жилье под Петербургом, то какая концепция жизни, на ваш взгляд, доминирует сегодня, что ищут покупатели? Освобождение от города или, наоборот, чувство, что они остаются на связи с мегаполисом, даже находясь на природе? Изменились ли эти предпочтения за последние годы?
– Становится больше покупателей, которые приобретают загородные дома для постоянного проживания, а не просто на летний сезон, отпуск или выходные. Но в любом случае загородный житель не хочет полностью терять связь с городом. И в этом мне видятся большие возможности для загородных девелоперов. Можно создать такие условия, при которых жителю коттеджного поселка не захочется лишний раз выезжать в город для посещения ресторана, проведения встреч, культурного досуга или занятий спортом.
Также есть категория покупателей, кто находится в переходном состоянии. Они, в частности, приобретают загородные квартиры или таунхаусы, чтобы прочувствовать жизнь вне пределов города. И если они видят, что такой сценарий подходит для них, то уже начинают искать варианты собственного дома.
– В городских новостройках высокого ценового сегмента сейчас есть тенденция продавать и покупать не просто квартиры, а готовый стиль жизни. Отсюда дизайнерские лобби, консьерж-сервисы в жилых комплексах. Происходит ли за городом что-то подобное?
– В загородных коттеджных поселках есть запрос на комплексные услуги управляющей компании, когда можно заказать обслуживание как дома, так и придомовой территории. Но чем выше класс поселка, тем сложнее создать качественный продукт со стороны обслуживающих организаций. Слишком много особенностей, которые относятся к каждому домовладению. И непросто наладить для этого необходимые процессы и стандартизировать услугу. Со стороны УК нужно обучать персонал, подбирать правильные инструменты и оборудование, заниматься менеджментом качества. Пока таких примеров в нашем регионе единицы, но думаю, что со временем будут появляться игроки, готовые развивать и стандартизировать бытовые загородные услуги.
– Поделитесь вашим видением развития рынка загородного жилья на будущее. Какие будут востребованы направления, форматы, площади, стили?
– На петербургском элитном загородном рынке есть тенденция к снижению требуемых площадей домов. Если раньше было нормальным приобрести объект на 500–600 кв. м, то сейчас основной спрос находится в пределах 200–300 кв. м. Больше двух этажей дома мало кого интересуют, растет интерес к плоским крышам, к которым ранее было настороженное отношение.
Среди востребованных стилей – лаконичные, современные и простые формы зданий. В будущем для таких домов проще найти покупателя. Идеально, если дома строятся в течение года-полутора лет или вовсе уже готовы. Никто не хочет тянуть время со стройкой, покупателю хочется после сделки уже на следующий день заехать в новый дом. Конструктивно более сложные дома ждут своих клиентов годами.
Из форматов, как я уже говорила, начинают интересовать загородные квартиры. Вновь вернулся интерес к таунхаусам. Рост спроса на них как раз связан с тем, что загородному покупателю не хочется тратить много времени на уход за домом или придомовой территорией.
– Агентство Valley Estate в этом году стало партнером премии «Золотой Трезини». Можно вернуться к первому вопросу и вспомнить формулировку миссии вашей компании – «создание культуры загородной жизни». В чем-то она перекликается с девизом премии «Архитектура как искусство». Почему вам кажется важным при обсуждении вопросов строительства и архитектуры затрагивать такие категории как культура, искусство, красота?
– Это дополнительные ценности и эмоции. Каждому человеку важна эмоциональная составляющая в любом аспекте его деятельности.
А от архитектуры и искусства можно всегда получать множество положительных эмоций – обсуждать, быть в диалоге, соглашаться или оспаривать то или иное решение. То есть жить. И мы хотим, чтобы каждый загородный житель был окружен атмосферой творчества в любом его проявлении.