Обычно элементы декора имеют узкое назначение – украшают, обращают к определенному стилю, выделяют какую-то зону. Лепнина не из их числа. Тонкая, широкая, с орнаментом и фактурой, для стен и для потолка, для колонн и в качестве самостоятельного декора, она способна украшать, ей подвластны десятки стилей, она зонирует пространство и скрывает лишнее в интерьере.
Кипящие камни
История использования лепного декора уходит корнями в глубокую древность, на 7 тысяч лет назад. Именно этой эпохой датируются самые старые образцы лепнины, найденные при раскопках в Египте. Уже тогда элементы лепного декора начали использовать при отделке храмов и дворцов.
Дело в том, что в Древнем Египте существовала очень уважаемая, элитная профессия – камнерез. Но хороших камнерезов было не так много, а резной декор начал входить в моду. Лепнина стала прекрасным выходом из положения: на ее изготовление уходило куда меньше времени, к тому же она не требовала от мастера ни физических усилий, ни многих лет опыта.
Египетские архитекторы обжигали гипсовый камень, после чего смешивали получившийся порошок с водой. Масса получалась очень пластичной и быстро застывала, что позволяло лепить из нее что угодно, в том числе и заливать ее в формы. Высушивались такие заготовки на солнце – в Древнем Египте это было несложно. Постепенно гипс (так его назвали уже в Греции, «гипсос», что означает «кипящий камень») вытеснил каменную отделку: он легкий, пластичный, уступает камню в прочности, но для отделки она не так и нужна.
Первыми примерами украшений из лепнины можно считать резные капители колонн, украшения дверных порталов, наличники. Чуть позднее лепнина «перешла» и на стены, стали появляться розетки и полоски лепного декора. Основной лепной мотив был либо орнаментальным, либо растительным. К нему добавлялись другие элементы.
Настоящий расцвет лепного искусства случился в период Ренессанса, когда во всех областях культуры стали возрождаться античные мотивы. Лепнина наполнила просторные залы дворцов и усадеб. Потом было барокко, в котором лепнине была отведена ведущая роль: в залах она была буквально везде – на стенах, потолках, на колоннах, в обрамлении дверей и окон, каминов, причем богато, густо. Часто она покрывалась золотом и краской. Еще больше изгибов и причудливых форм лепнина получила в рококо – архитекторы сравнивают наполненность залов лепным декором в ту эпоху со взбитыми сливками, которыми можно наполнить десерт. В это же время лепнина появилась и в наружной отделке зданий.
Лепнина широко использовалась и в отделке зданий в ХХ веке. С ее применением связаны лучшие образцы сталинского ампира, конструктивизма, классицизма. Здания, которые сегодня строятся в исторических центрах городов, также используют лепнину, чтобы стилистически приблизить новую постройку к окружению.
Универсальный «солдат»
В отделке интерьера лепнина используется широко, причем не только в случае стилизации помещения под классику. Скорее наоборот, тонкий изящный лепной декор можно увидеть в интерьерах в стиле модерн, в отделке английского кабинета, в стиле контемпорари или даже в игровых стилях – например, поп-арте.
Частое применение лепного декора – обрамление камина. Если в иных случаях лепнину можно заменить другими материалами (например, при отделке потолка), в отделке камина используется привычный раствор гипса или его современные более прочные и пластичные аналоги, например, с добавлением силикона. Также популярен полиуретан и лепнина из него: ее можно использовать во влажных помещениях – не только в ванной комнате, но и в бане и бассейне. Самый бюджетный вариант – пенопласт, но он бывает разного качества, в том числе и практически не отличимый от гипса.
Еще одно нередкое применение лепного декора – молдинги на стенах, создающие иллюзию стеновых панелей. Центр можно оставить пустым, а можно повесить светильник или любой декор – постер, картину. Молдинги могут быть и массивными, отсылающими к традиции определенной эпохи, и тогда ими можно обрамить нишу в стене или стеллаж, но в этом случае их уже не оставить пустыми: активные молдинги требуют активного наполнения, поскольку созданы, чтобы притягивать внимание.
Иногда и сама лепнина может стать концептуальным элементом – не дополнять, а быть в центре композиции. Например, популярные потолочные розетки, обычно используемые для привлечения внимания к люстре, можно расположить на стене. Россыпью: разного размера, разной фактуры, разного цвета. Это популярное решение используется в современных интерьерах, равно как и барельефы или лепные панно.
Максимум пользы
Сегодня лепной декор играет не только роль украшения, но и чисто прикладную – он скрывает технические элементы, которые в интерьере мешают. Например, пристенно-потолочные молдинги почти всегда имеют с обратной стороны полость, внутри которой можно спрятать провода и шнуры. А накладные элементы на самом потолке часто служат укрытием для ламп и делают свет мягче и интереснее.
При помощи лепнины, например, розеток, можно скрыть дефект стены или потолка. Это быстрое решение, если требуется неотложная помощь интерьеру и нет времени на ремонтные работы.
Хотя принято считать, что массивные молдинги зрительно уменьшают объем помещения, на самом деле это не всегда так. Если выбрать средней ширины светлый молдинг, а в качестве цвета стен – насыщенный темный оттенок, то комната зрительно будет казаться просторнее, чем при светлых стенах без молдинга. Для усиления эффекта тонкие лепные элементы можно повторить на самих стенах.
Нередко лепнина используется и для зонирования пространства. Например, в спальне полуколоннами с лепным орнаментом можно зонировать кровать или любой другой предмет мебели, а в гостиной – камин или зону отдыха. Также лепнина, выполненная в едином стиле, позволяет стилистически связать между собой помещения в доме, даже если они выполнены в разных техниках.