Философы русского космизма оказали глубокое влияние на Казимира Малевича, который, в свою очередь, развил утопические идеи Николая Федорова в новом визуальном языке искусства, который, как предполагалось, должен был заменить все предшествующие формы живописного изображения совокупностью образов супрематизма.
Лазарю Хидекелю, как наиболее талантливому ученику и сотруднику Малевича, глубоко проникнувшему в философию и принципы формообразования супрематизма, было поручено направить эту утопическую энергию супрематизма в русло создания новой архитектуры и городской среды для нового, на тот момент еще только воображаемого, идеалистического общества.
В середине 1920-х Лазарь Хидекель предложил аэрогорода, города на опорах, плавучие города, которые свободно парили над землей, создавая новые урбанистические кластеры идеального для здоровья человека будущего жилья. Лазарь Хидекель также полагал, что аэрогорода, будучи поднятыми над природной средой и оказывая на нее минимальное воздействие, сохраняют планету для будущих поколений, позволяют жителям этих утопических мегаструктур наслаждаться природой, живя и работая в комфорте и безопасности автономных городских структур.
Заявленная в юношеском манифесте Лазаря Хидекеля «АЭРО» (1920 г.) задача архитектуры – разрешить противоречия между сохранением природной среды и развитием цивилизации – принесла ему звание пионера экологического мышления XX века и была развита в его идеях городов будущего, через которые он продвигал природоохранное движение и экологически устойчивую архитектуру в течение многих десятилетий.
Здесь идеи русского космизма также находят свое выражение. Как считал русский философ-космист Федоров, человечество не может злоупотреблять природой только ради материальной или экономической выгоды, а должно видеть в природе ресурс коллективного улучшения человечества и достижения главной цели – бессмертия и заселения космоса с его бесконечными ресурсами для жизни.
Однако трагические события XX века не позволили этим идеям обрести реальность, и они были вновь открыты, оценены и вошли в интеллектуальный дискурс в конце столетия.
Сегодня, в третьем десятилетии XXI века, мы сталкиваемся с кризисом изменения климата, истощением природных ресурсов и постоянно растущим населением. Преобладают пессимистические взгляды на эти проблемы и вера в то, что единственным выходом из кризиса, с которым сталкивается человечество, является тотальное регулирование и жесткая экономия.
Однако достижения новых технологий, принесенных информационной революцией, такие как системы искусственных технологий и робототехники, новые материалы и адаптивное производство, 3D-печать и т.д., могут позволить создать радикально новые архитектурные решения, строительные конструкции и городскую среду.
Великие технологические достижения последних 100 лет смогли сделать идеи Казимира Малевича и Лазаря Хидекеля реальностью.
Аэрогорода, города на опорах, плавучие города Лазаря Хидекеля также могут быть построены с использованием автоматизированных самоорганизующихся строительных модулей. Эти идеи могут быть использованы в экстраординарных природных ситуациях, например, при освоении Крайнего Севера, пространства Мирового океана и песчаных пустынь.
Космогонические идеи супрематизма могут стать действенным инструментом, способным отвечать на новые вызовы природных катаклизмов и процессов развития современной цивилизации.
Человечество может начать перемещаться в космос для получения неограниченных энергетических и материальных ресурсов.
Идеи супрематизма и русского космизма могут дать новую надежду и здоровый идеализм в мире, раздираемом цинизмом, сомнениями в прогрессе и лучшем будущем.
Вручая премию, ученики, последователи и члены жюри номинации Премии Лазаря Хидекеля хотят отметить ростки будущего в постоянно развивающемся архитектурно-художественном процессе, который так успешно стимулирует конкурс «Золотой Трезини».
Иллюстрации: Роман Хидекель, избранные 3D-произведения, вдохновленные космическими темами Лазаря Хидекеля, представленные на выставке 2018–2019 гг.