«Высокая» эпоха Возрождения провозгласила предшествовавшее ей искусство Средневековья варварским. Красивый, но религиозно ориентированный последний период средневековой эпохи потомки так и назвали – “gotico”, что буквально означало «варварский».
Сплошное варварство
Однако ничего действительно варварского в готическом периоде не было. Наоборот, в эту долгую пору, продлившуюся с XII по XVI век, были созданы одни из лучших образцов мировой архитектуры, скульптуры, живописи, литературы. Сегодня, говоря про готику, мы прежде всего вспоминаем архитектуру: устрашающе величественные готические храмы с их острыми, высокими сводами, резными украшениями, колоннами и сложными яркими витражами. Типичным примером стиля является аббатство Сен-Дени – главный монастырь средневековой Франции, в базилике которого похоронены почти все ее короли.
Зародившаяся в религиозном ключе готическая культура сразу обросла аурой символики и мистицизма, так или иначе крутившимися вокруг идеи жизни и смерти, круговорота времени и конца света. Прежде всего на эту идею работали детали готических интерьеров – живопись, мебель, лепка. Глаза разбегались от тысяч, а в некоторых соборах и десятков тысяч скульптур и элементов лепнины.
В XIII веке готика перетекла из храмов в обыденную жизнь европейцев. В этом стиле строились городские ратуши, жилые и цеховые дома, оформлялись покои знати. Личные вещи перекочевали из сундуков в массивные шкафы – сначала платяные, а затем и посудные. Но основная идея готики, мистицизм и конечность всего сущего, остались в этом стиле до нашего времени.
Строгий, стройный вид
Готический стиль в интерьере дошел до нас в измененном виде. За несколько столетий он стал красивой сказкой, игрой в величие и изящество, в романтичную грусть, но не светлую, а темную. Сегодня готика прочно ассоциируется с темными цветами, заостренными элементами интерьера, которые должны быть массивными, достойными как минимум графа. Это стиль для просторного помещения с высоким потолком, в идеале – для частного дома, поскольку большую роль в готическом интерьере играют окна. Хотя остроконечный свод можно сымитировать и в квартире старого фонда или периода классицизма со стандартным узким, но высоким окном.
Готический интерьер вряд ли удастся осовременить или вписать в него технику и другие атрибуты сегодняшней жизни мегаполиса. В нем есть место вещам из нашего века, но лишь тем, которые готовы подчиниться этому строгому бескомпромиссному стилю. Вещи вне времени – книги из хорошей бумаги, строгие костюмы, мех, трость, дорогие письменные принадлежности – он примет, но предметы мебели и элементы освещения придется выбрать стилизованные.
Замок в мегаполисе
Один из основных стилеобразующих приемов в готическом интерьере – неоднородность пространства. Есть строгое зонирование, обычно ограниченное одной стеной: каждая из стен помещения имеет свой цвет, декорирована разными материалами и подчиняется своей зоне в пространстве комнаты. Так, в одной гостиной создается строго очерченная зона камина, зона отдыха, зона для чтения, обеденная зона. Но, выполненные в рамках одного стиля, они не создают эффект фотостудии или съемочной площадки: несмотря на различия, у них всегда много объединяющих элементов. Например, зону камина и стену с окнами декорируют кирпичной или каменной кладкой. Остальные стены можно покрасить или наклеить обои в готическом стиле, но цветовые решения стен при этом должны перекликаться либо друг с другом, либо, что встречается чаще, с мебелью или декором из другой зоны.
Готика – это всегда отсылка к замковому интерьеру. Готические здания высокие и торжественные, поэтому потолок в помещении должен быть высоким. Тогда можно создать готические своды, применить отделку под камень или, что часто можно встретить в зданиях готической эпохи, использовать лепнину. В принципе, можно обойтись и более простым вариантом – декорировать потолок росписью или обоями с орнаментом или использовать типичные для этого стиля рисунки и сюжеты.
Пол в готическом интерьере почти всегда темный. Это может быть стилизация под деревянный настил, и тогда можно использовать ламинат или паркетную доску, а может быть имитация каменной кладки, для чего подойдет плитка. В оригинальном готическом убранстве редко можно было встретить ковры, но современная версия интерьера вполне допускает на полу как стилизованный, так и универсальный ковер, даже длинноворсовый и меховой.
Трон и потайные ящички
Мебель в готическом интерьере массивна и красива. Как ни странно, подобрать диван проще всего: это может быть практически любой однотонный диван с бархатистой обивкой или множеством подушек в бархатных наволочках. Мягкая мебель в готическом интерьере действительно мягкая, уютная, с большими валиками на подлокотниках. При этом часть подушек могут отличаться и рисунком на наволочках повторять потолочный или обойный орнамент.
Очень популярны в готическом стиле кресла. К ним те же требования, что и к диванам, но спинка кресла может быть значительно выше, как отсылка к трону, а на подлокотниках вполне могут красоваться животные, птицы или орнаменты благодаря деревянной резьбе. Классических скамеек, характерных для настоящего готического храма или замка, в современном интерьере может и не быть, но обыграть эту идею в табуретках, подставке для ног или даже журнальном столике возможно.
Отдельно стоит упомянуть шкафы. Появившиеся в готическую эпоху, шкафы прижились в домах европейцев на века. В готическом интерьере шкаф чаще всего выполнен из дерева, он массивный, с обилием резных украшений. Не стоит забывать и о том, что готика – мистический стиль, поэтому в таком шкафу обязательно должны быть потайные отделения. Были они и в прообразах современных шкафов, в оригиналах XIII века. Аналогичные потайные отделения – неотъемлемый атрибут и письменных столов, который пригодится в случае, если в готическом стиле решено обустроить рабочий кабинет.
Аксессуары, текстиль, витражи
Текстиль в готическом интерьере объемный и тяжелый. Это массивные шторы из плотной ткани, часто бархата, жаккарда. Но если основные цвета стен и прочей мебели темные (оттенки серого, коричневого, а то и вовсе черный), то мягкая мебель и текстиль могут, наоборот, быть светлыми или яркими. Чаще всего это контрастирующие с холодом стен оттенки красного: алый, розовый, фуксия.
Готические аксессуары таинственны. Это высокие тонкие подсвечники, оплавленные свечи, состаренные книги, готическая живопись, канделябры, люстры с имитацией свечей и любые другие источники света, создающие полумрак. Помещение в готическом стиле не должно наполняться ярким светом.
Излюбленный прием готики, витражи, вовсе не обязательно использовать на оконных стеклах. Витраж может быть выполнен как самостоятельный элемент декора и висеть на стене в виде законченной композиции, например, с подсветкой. А может быть частью другого предмета и использоваться в остеклении межкомнатных дверей, дверок кухонной мебели или применяться как основной прием в оформлении настенных светильников.