01/05/2021 Конкурс «Золотой Трезини»

«Золотой Трезини-2021»: общественные здания как искусство

Прием заявок на Четвертый международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» стартовал 15 марта. К моменту сдачи этого номера на конкурс было принято более 50 проектов, в том числе ряд ярких реализованных и еще не реализованных проектов общественных зданий и сооружений с нескольких континентов.

В этом году среди 19 основных номинаций конкурса «Золотой Трезини» есть такие как «Лучший проект общественного здания или сооружения», «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения» и «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства».

Дом вдали от дома

Российское архитектурное бюро Chado, уже не впервые принимающее участие в «Золотом Трезини», представило в номинации «Лучший проект общественного здания или сооружения» проект гостиничного комплекса в Сочи. Он расположится в субтропической горной местности. Архитекторы поставили перед собой цель органично вписать постройку в существующий ландшафт, как будто она – продолжение скальной породы. С целью осуществления этого замысла было спроектировано каменное основание – первый этаж, на котором расположили более легкий, выполненный из дерева и стекла, второй этаж. Первый этаж полностью занимает инфраструктура гостиничного комплекса: ресепшн, ресторан, спа-блок. Эти пространства авторам хотелось сделать более атмосферными – каменными и монументальными, словно пещеры, вырезанные в скале, где одно помещение гармонично переходит в другое. На контрасте с первым, второй этаж – более теплый и уютный. Такого эффекта добились за счет деревянной обшивки камерных пространств гостиничных номеров. Эффект такого разделения этажей позволяет гостю острее ощутить атмосферу теплоты и уюта гостиничного номера.
Если отель в главной российской здравнице еще только проектируется, то в номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения» на конкурс принята гостиница на главном курорте Мексики – в райском Тулуме. Концепция проекта Jungle Keva от архитектурного бюро Jaque Studio предусматривала сохранение 70% существующей на участке растительности. В итоге этот небольшой бутик-отель буквально утопает в зелени. Все новые постройки размещены среди деревьев и мощеных дорожек, благодаря чему возникает ощущение, что во время прогулки по джунглям вы набрели на деревушку майя. Работая над проектом, авторы отдавали предпочтение простым формам и натуральным материалам, гармонично вписывая здания в ландшафт. В каком-то смысле Jungle Keva – своего рода легко считываемая абстракция или упрощенное отражение традиций местной архитектуры.
Еще один проект из гостиничного сегмента поступил с Кубы и размещен в номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства». Атмосферный хостел Merced создан студией дизайна BAS в культовом центральном районе Гаваны на первом этаже здания в стиле ар-деко. Проектирование и строительство хостела потребовало нестандартных решений: в частности, дизайнерам пришлось подумать, как обыграть перепад высоты потолков в разных помещениях.

Взгляд с Востока

Сразу в двух номинациях приняла участие архитектурная студия Atizist из Ирана. В номинации «Лучший проект общественного здания или сооружения» архитекторы выдвинули проект ресторана в активно развивающемся пригороде Тегерана Зардбанд, где быстро растет спрос на рекреационные пространства. Форму здания определил местный ландшафт, а из его окон открывается панорамный вид на окружающие пейзажи. Здание состоит из нескольких объемов, размещенных на разных уровнях и ориентированных на разные стороны света. Функциональное зонирование объекта обеспечивает его разнообразное использование в течение дня. Посещение этого необычного ресторана однозначно запомнится гостям.
Та же компания принимает участие в номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения» с построенным офисным зданием в Тегеране. При проектировании бизнес-центра в районе Нахид авторы учитывали, что люди будут проводить в нем большую часть дня. Использование экологичной концепции позволило создать для них более комфортные условия работы. Связь внутреннего пространства здания с внешним миром достигается с помощью решений в вертикальной плоскости. Внутри реализована инновационная концепция административного здания с упором на прозрачность и открытость, благодаря чему создается здоровая офисная атмосфера. Так как здание проектировалось в жилом районе по соседству с другими домами, отделка его фасадов отличается лаконичностью и простотой: это декоративная кирпичная кладка и ажурные металлические панели, рассеивающие жаркий солнечный свет с южной стороны.

Вокруг музея

Для архитектурных проектов музеев и музейных выставок на конкурсе «Золотой Трезини» созданы отдельные номинации. А в номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства» уже есть любопытные проекты смежных, «околомузейных» пространств. Так, дизайнер Анастасия Дубровская представила на конкурс инклюзивную дизайн-программу «Дружелюбная среда для людей с особенностями ментального развития», осуществленную в Музее изобразительных искусств в Петрозаводске в Карелии. Это первая в России специализированная дизайн-программа для таких посетителей, реализованная на базе музея. В рамках проекта созданы сенсорная комната с набором арт-терапевтических модулей, система навигации и рекомендательного методического пособия для проведения занятий. Функции сенсорной комнаты можно охарактеризовать следующим образом: обогащение сенсорного опыта посетителя, восстановление эмоционального баланса человека, приобретение навыков общения и наработка социального опыта. В умелых руках психолога или педагога комната может стать инструментом для структурирования или вербализации ощущений, новых знаний о мире. Сенсорная комната была наделена интеграционной функцией. Сама эта комната и арт-терапевтические модули выполняют роль проводника за счет расширения сенсорного опыта в искусстве и комбинаций свойств объектов на стыке дизайна, формы и изобразительного искусства.
Бюро Teo Yang Studio из Южной Кореи принимает участие в конкурсе с реализованным проектом вестибюля На­­ционального музея истории в городе Кенджу. Чтобы создать простое и в то же время неотразимое пространство вестибюля, автор проекта использовал разные архитектурные подходы. Мрамор нейтральных оттенков на полу и стенах контрастирует с деревянными элементами ручной работой, а скрытое освещение добавляет интерьеру загадочности. Центральная потолочная конструкция дополнена непрямым освещением, деревянными элементами и бронзовыми зеркалами. Световые колонны добавляют пространству симметрии и делают его более ритмичным.
Прием заявок на «Золотой Трезини» продлится до 1 октября. В следующих номерах журнала мы продолжим рассказывать об избранных номинантах.