– Вы не так давно назначены на нынешнюю должность, но вообще работаете в «ЮИТ» с 2012 года. Как за это время изменился продукт, предлагаемый компанией?
– На самом деле я отчасти могу судить об изменениях за еще больший срок, потому что еще до начала работы в компании сам купил квартиру в «ЮИТ». И только через некоторое время поступило предложение о работе.
Что касается изменений – долгое время квартира от «ЮИТ» была, можно сказать, финской во всем: с точки зрения и планировок, и строительных конструкций, и применяемых материалов и т. д. Наверное, где-то до 2015 года на фоне растущего спроса принципиальных изменений не было.
Но затем случился кризис, на который мы были вынуждены адекватно отреагировать. Прежде всего, найти варианты импортозамещения при выборе поставщиков. При этом мы, естественно, все равно выбирали лучшее из представленного, чтобы, снизив себестоимость, не потерять в качестве. Кроме того, до кризиса мы стандартно предлагали «белую» или чистовую отделку, а после 2015 года появилась такая опция как базовая подготовка квартиры. Это позволило предложить более бюджетный вариант покупки, что и требовалось рынку.
Так что развитие продукта происходит исходя из спроса и условий конкуренции в городе. Но параллельно, разумеется, мы постоянно взаимодействуем с коллегами из концерна «ЮИТ» в Финляндии и заимствуем оттуда определенные общие подходы и проектные решения, основанные на современных европейских тенденциях. Это, например, большая доля европланировок и уменьшение среднего размера квартир. В Финляндии как раз из-за высокой себестоимости строится много очень компактных квартир.
– Как я понимаю, одновременно менялись планы компании по работе в России. Сначала шла речь о расширении, а потом ходили слухи, что «ЮИТ» из Петербурга уйдет…
– Это слухи. Петербург под сомнение никогда не ставился, не ставится и сейчас. Это первый город, в котором «ЮИТ» начал жилищное строительство. То есть вообще-то концерн работает в России почти 60 лет. Но работа именно в жилищном строительстве началась в 90-е годы в Петербурге, и сворачивать ее никогда не планировалось.
– Вернемся к квартирам. В линейке предложения вашей компании есть так называемые «Трансформеры». Расскажите простыми словами о сути этого продукта.
– Коротко говоря, это квартира, внутри которой заложена возможность создания нескольких разных планировок. Первоначально эта идея, как и многие другие, была реализована «ЮИТ» в Финляндии. Есть периметр квартиры, отделенный наружными стенами от других квартир, от МОПов, от улицы. В этом периметре мы на этапе проектирования и строительства предусматриваем несколько вариантов планировок и предлагаем покупателю выбрать какой-то из них и по окончании строительства получить и по факту, и по документам квартиру требуемой планировки.
Месяца за три до окончания строительства застройщик фиксирует квартиры в определенном варианте, то есть после этого заказать другой вариант у нас нельзя. Но важно, что сразу делается вся подготовка для установки перегородок в разных вариантах. Благодаря этому собственник уже на этапе эксплуатации сможет поставить дополнительную перегородку с минимальными затратами – своими силами или заказав у управляющей компании. Конечно, согласовывать перепланировку все равно придется, но затраты средств и времени будут меньше по сравнению с обычной квартирой.
– Вы уже упомянули, что в кризисных условиях предложили вариант базовой подготовки квартиры, как самый доступный. А как сейчас в целом обстоят дела с отделкой в ваших проектах?
– На данный момент мы предлагаем и базовую подготовку, и «белую» отделку, и два варианта чистовой финской отделки «под ключ» с двумя вариантами цветов в каждом. В планах на этот год дальнейшее расширение ассортимента. Хотим вывести на рынок дополнительно еще один более доступный вариант чистовой отделки и еще один, наоборот, более продвинутый, дорогой. Тут как с «Трансформерами»: хотя общий объем предложения у нас по меркам города не такой большой, мы стремимся его диверсифицировать, чтобы соответствовать потребностям именно своего клиента.
– Можно ли сказать, что вы рассматриваете себя не как гипермаркет, а как фирменный брендовый магазин?
– В общем, да! И это дает соответствующий уровень ответственности за репутацию. Есть базовые принципы, которыми компания не поступается ни в каких экономических условиях. Мы соблюдаем сроки, контролируем качество строительства, исполняем все требования нормативов, действующих на момент проектирования и строительства, – а они, между прочим, регулярно обновляются. Также уделяем большое внимание технике безопасности, то есть несчастные случаи на стройке для нас неприемлемы.
– «ЮИТ» уже начал реализацию квартир с использованием эскроу-счетов. Поделитесь первыми впечатлениями об этой схеме. Насколько сложным оказался переход?
– В принципе, мы ко всем законодательным изменениям стараемся готовиться заранее. О введении проектного финансирования и работы с эскроу всех предупреждали заранее, и какого-то шока у нас новые правила не вызвали. Компания начала работу с банками: мы в Петербурге сотрудничаем со Сбербанком, наши коллеги в регионах – еще с Альфа-банком. Также есть объекты, которые достраиваются по старым правилам.
– Насколько заметно эти перемены подняли цены? Если брать именно этот фактор, не учитывая экономику страны, стоимость стройматериалов и пр.
– Я бы сказал, что пока эти перемены на цены вообще не повлияли.
– Как же так? Ведь при долевом строительстве вы берете деньги у покупателей без процентов, а банк в любом случае выдает их под процент.
– Со Сбербанком мы смогли договориться на вполне хорошую процентную ставку. Я не хотел бы ее озвучивать, поскольку не знаю, какой процент у других застройщиков, но у нас он очень приемлемый. Думаю, это, во-первых, заслуга репутации компании, а во-вторых, мы поставили себе условие: берем деньги только в том объеме, в котором их уже принесли в банк покупатели, это тоже позволяет получать минимальный процент.
Соответственно, изменения в стоимости наших денег есть, но они не критичны. На этом этапе они влияют только на нашу чистую прибыль – она действительно снижается. Пока что мы не видим возможности компенсировать затраты на проектное финансирование за счет покупателя. Но, наверное, справедливости ради стоит сказать, что это мы позволили себе только пока, на начальном этапе. В дальнейшем можно прогнозировать и рост расходов на проектное финансирование, и неизбежный рост цен.
– Расскажите о планах компании на будущее. Будут ли новые проекты в Петербурге?
– В конце прошлого года мы сообщили о покупке нового участка на Курляндской улице, в Адмиралтейском районе, сейчас в процессе оформления еще два участка. До конца 2020 года рассчитываем запустить два новых проекта.
– В каком ценовом диапазоне?
– В целом в том же, что текущие проекты – «Новоорловский» в Приморском районе, TARMO на Студенческой улице и INKERI в Пушкине. Мы очень ответственно подходим к понятиям, которые описывают класс объекта. Уровень проектов, которые у нас сейчас в продаже, – это «комфорт», «комфорт прайм». Это не премиум-класс, не «элита» и даже не «бизнес», но и точно не «эконом». В этом же диапазоне будут разрабатываться и новые проекты.
– Такой темп развития – порядка двух-трех новых объектов в год – планируете сохранить и в ближайшей перспективе?
– Да, примерно так и планируем. Естественно, если объекты большие и реализуются в несколько этапов, то общее число будет меньше. Если проекты одноэтапные, общее количество адресов может вырасти. Наша стратегия – не пытаться взять город объемами, а выдавать столько продукта, сколько требует наша ниша спроса. У нас существенный процент повторных покупок, и наши клиенты в принципе отличаются от клиентов других застройщиков, у них сформировался свой комплекс требований. А мы, со своей стороны, не пытаемся угодить всем, а работаем со своей аудиторией. Жилье от «ЮИТ» в Петербурге всегда найдет своего покупателя.