– Роман Валерьевич, компания «Дом 47» работает на рынке с 2012 года. Чему вы как руководитель научились за прошедшие 12 лет?
– В загородном строительстве репутация компании и моя собственная – это главное. Поэтому ключевой для меня навык – эту репутацию создавать и поддерживать. А тут несколько составляющих. Во-первых, сформировать команду штатных специалистов, которая проектирует и строит «под ключ» дома, за качество которых мы отвечаем полностью сами. На сегодня такая команда у меня есть, и мы в диалоге с заказчиком не ссылаемся на то, что некие субподрядчики нарушили сроки или нормы качества. Во-вторых, важно строго придерживаться технологии строительства, не допускать компромиссов в части материалов, инженерии. И в-третьих… Иногда клиенту нужно вовремя отказать.
– Отказать в сотрудничестве?! С этого места поподробнее!
– Случается, что клиент приходит с запросом построить дом за 7, 8, 10 миллионов рублей. Он не придумал эти цены, а действительно видел их в рекламе других компаний, на выставках загородного строительства. Но мы отвечаем, что это не к нам!
Видите ли, костяк нашей команды, до того как прийти к строительству частных домов, начинал с промышленных объектов. Мы работали в регионах со сложным климатом и геологией – на севере, на Байкале. А в Ленинградской области, вообще-то, геологическая ситуация не проще. Мы знаем, как здесь соблюсти технологию фундаментных работ, сколько использовать арматуры и других стройматериалов, чтобы построенный дом был надежным, практичным в эксплуатации, ремонтопригодным. И не только сразу после сдачи. 20 лет спустя дом должен быть таким же теплым, в нем должны так же хорошо закрываться и открываться окна, а если лопнет труба, ее должно быть легко заменить, потому что ее не запрятали в недоступное место из экономии.
Опыт показывает, что стоимость такого дома – 120–200 тыс. рублей за 1 кв. м, соответственно, бюджет всего проекта – от 30 млн рублей. Я хорошо понимаю, что застройщик, который обещает построить дом за 7 миллионов, пожертвует чем-то серьезным, а смета в процессе возрастет. Мы всегда называем реалистичную стоимость. Если цена устраивает заказчика, фиксируем ее в договоре и приступаем к сотрудничеству.
– Но в чем-то вы готовы проявить гибкость, чтобы вписать проект в бюджет клиента?
– Конечно, мы не магазин типовых проектов, каждый наш заказ штучный. Одновременно наша команда может вести семь проектов. Поэтому работы планируются под конкретный бюджет. Мы составляем план и думаем, на чем можно сэкономить. Например, можно не отделывать газобетонный дом кирпичом и таким образом снизить стоимость на 10–15%. Можно поработать с планировками и уменьшить общую площадь. Но, повторюсь, экономия на фундаменте, на технологической базе недопустима.
– Можно ли сказать, что продукт, который производит «Дом 47», – не для массового покупателя?
– Наши дома – для ответственного, дальновидного покупателя, который разделяет наши ценности. Для того, кто готов прислушаться к специалистам и сделать вложение сейчас, чтобы потом много десятилетий с удобством эксплуатировать дом.
По цене наши проекты попадают в бизнес-класс, то есть в средний рациональный сегмент – отнюдь не люксовый, но и не эконом. Я и моя команда на практике пришли к важной мысли: в частном доме в принципе более высокий порог входа в комфортное проживание, чем в городской квартире. Квартира за 10 миллионов не будет большой, но если вы в общем продумали, как в ней разместиться, то можно жить без проблем. Дом за 10 миллионов – это дополнительные квадратные метры, но почти наверняка эксплуатационные сложности, которые будут все сильнее проявляться со временем и сведут на нет преимущества большей площади. Мы приняли решение работать в той ценовой нише, где возможно строительство долговечного удобного дома.
– Мы поговорили о технологиях и надежности. А есть в вашей работе какой-то эмоциональный момент, который вас радует и запоминается?
– При разработке проектов мы успешно применяем 3D-туры. Еще до начала строительных работ наши архитекторы создают модель дома, по которой заказчик может прогуляться с помощью очков виртуальной реальности. Это впечатляет и само по себе – можно очень наглядно показать будущий дом. Но больше всего мне нравится момент, когда мы замыкаем этот цикл. Я всегда стараюсь после завершения проекта лично приехать в готовый дом, узнать впечатления заказчиков. И когда мне говорят: «А мы все узнаем, мы уже ходили по этому дому в очках два года назад!», – я понимаю, что мы оправдали доверие и воплотили мечту!