15/03/2024

Секция монументального искусства Санкт-Петербургского союза художников приглашает на круглый стол.

1 КРУГЛЫЙ СТОЛ СЕКЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ: «Поиск идентичности монументального искусства с сохранением фундаментальных ценностей и формированием новых смыслов и образов». 1 КРУГЛЫЙ СТОЛ СЕКЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ: «Поиск идентичности монументального искусства с сохранением фундаментальных ценностей и формированием новых смыслов и образов». Время проведения: 28 марта, 14:00 Место проведения: Большой зал Санкт-Петербургского Союза художников

ТЕЗИСЫ КРУГЛОГО СТОЛА:
1) Проблема сохранения шедевров позднесоветского монументального искусства, как
объектов историко-культурного наследия: оцифровка и каталогизация объектов монумен-
тального искусства, проблемы их фотофиксации, включение в реестр культурного насле-
дия регионального значения, как вновь выявленных объектов.
2) МИ, как один из основных элементов организации пространства культовых соо-
ружений – важная доминанта визуального и смыслового ряда. Основные канонические
принципы создания религиозных образов посредством МИ, возможность создания нового
графического языка в МИ. Главные сюжеты, идеи и темы в изобразительном церковном
искусстве нашего времени. Синтез отечественной культовой архитектуры и монументаль-
ного искусства, его особенности на современном этапе. Определение основных направле-
ний решения комплексного подхода к храмовой постройке, существующие проблемы и
задачи.
3) Синтез монументального искусства, архитектуры и городской среды. Произведе-
ния монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и городской средой, ста-
новятся пластической и смысловой доминантой ансамбля в городской среде. Проблемы
организации пространственной среды.
4) Монументальное искусство, как изобретенная традиция визуализации нацио-
нальных идентичностей. Процессы, происходящие в политической, социальной и обще-
ственной жизни России находили и находят свое отражение в формах монументального
искусства. Создаваемые произведения монументального искусства не только призваны
сохранять в общественном пространстве память о значимых событиях прошлого или же
выполнять чисто декоративную функцию, они активно участвуют в формировании город-
ской среды, в процессе выявления или же конструирования новой культурной идентично-
сти человека, места и времени.
5) Черты и тенденции развития современного монументального искусства. Новая ви-
зуальная эстетика. МИ – визионерство будущего городского пространства. Направления
развития МИ во взаимосвязи прошлое-настоящее-будущее. Заполнение городской среды
смыслами и образами посредством МИ. Возможные варианты взаимодействия государ-
ственных и частных структур с представителями монументального искусства.

2
6) Проблема организации новой визуальной среды и гармонизация существующей.
Современная архитектура, городское пространство новостроек, как среда монотонная и
некомфортная для человека, в которой нет взаимосвязи визуальной между архитектурой
и человеком. Связующее звено в виде монументального искусства как средства органи-
зации и гармонизации пространства между человеком и архитектурой. Монументальное
искусство, как неотделимая часть городской среды, максимально и постоянно взаимодей-
ствующая с человеком.
7) Инновационные технологии в монументальном искусстве. Новые тренды в мо-
нументальном искусстве. Использование современных и традиционных художественных
материалов в МИ.
8) Граффити, стрит-арт, паблик-арт вопросы подмены понятий. Основные отличия и
формы взаимодействия с МИ, проблемы формы и концепции. Практика современного мо-
нументального искусства и необходимость профессионального подхода к формированию
архитектурно-пространственной городской среды. Прогнозы на будущее и перспективы
взаимодействия в городской среде.
9) Обсуждение государственной программы о продвижении МИ, законе о Союзе ху-
дожников и МИ.

 

ДОКЛАДЧИКИ:

  • Андрей Алексеевич Юдин, председатель Колпинского отделения СПб ГО ВООПИК, член Санкт-Петербургского отделения АИС Всероссийской Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС), методист СПб ГБУ «ЦБС Колпинского района». Доклад о мозаичных панно, созданных ленинградскими художниками в 1970-90-х годах прошлого века в общественных пространствах (на примере работ из колпинской мозаичной плитки).
  • Маргарита Дмитриевна Изотова, советский российский искусствовед, художественный критик, член Санкт-Петербургского Союза художников России (до 1992 года – Ленинградского Союза художников), член Санкт-Петербургского отделения АИС Всероссийской Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС), действительный член Петровской Академии наук и искусств. Доклад «Витраж и стекло в творчестве Аркадия Михайловича Натаревича».
  • Маргарита Сергеевна Штиглиц, Доктор архитектуры, член- корреспондент РААСН (Российская академия архитектуры и строительных наук); главный специалист НИИТИАГ (Научно-исследовательский ин-т теории и истории архитектуры и градостроительства); член правления СПб отделения союза архитекторов РФ, член Совета национального комитета ИКОМОС, член президиума СПб отделения ВООПИиК, член Совета по охране культурного наследия при Правительстве С.-Петербурга, член Всемирного клуба петербуржцев. Доклад «Синтез МИ и промышленной архитектуры».
  • Антощенко Михаил Михайлович, художник-монументалист, мультидисциплинарный дизайнер, член Санкт-Петербургского союза художников (монументальная секция), лауреат городских архитектурных конкурсов (с правом реализации), всероссийских, а также международных конкурсов в области дизайна. Создатель и руководитель школы живописи и рисунка «Path your art». Возглавляет архитектурную команду «A.N.T.»Доклад о современных видах городского искусства.
  • Кутейникова Нина Сергеевна, советский и российский искусствовед и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства ГАИЖСА им. И. Е. Репина, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член-корреспондент, академик РАХ, член Санкт-Петербургского Союза художников России, член Совета Санкт-Петербургского отделения Всероссийской ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС).
  • Аникин Михаил Александрович, искусствовед, художник, кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Эрмитажа, поэт, прозаик.
  • Шевардин Александр Валерьевич, художник-монументалист, зав. кафедрой монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

 

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА:

  • Олег Сергеевич Романов, Заслуженный архитектор РФ, Почетный строитель Санкт-Петербурга, Академик МААМ МО, почётный президент Союза Архитекторов Санкт-Петербурга, член Градостроительного Совета при Губернаторе СПб, член ИКОМОС, член Коллегии «ГАИП», член Правления «Национальной Палаты архитекторов». Член Научно-экспертного совета Комитета по охране памятников Санкт-Петербурга, заместитель председателя Экспертно-консультационного комитета при Губернаторе Санкт-Петербурга.
  • Алексей Юрьевич Талащук, Народный художник Российской Федерации; Академик Российской академии художеств; Академик РАЕН; Член Союза художников России; Член Международной ассоциации эмальеров Creativ-Kreis International (CKI).
  • Иван Григорьевич Уралов, Академик Заслуженный художник Российской Федерации. Профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета (факультет искусств).
  • Иерей Илия Макаров, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, директор Высших епархиальных курсов имени св. Иоанна Кронштадтского,
  • ключарь Храма священномученика Серафима митрополита Петроградского – Часовни реликвий при Санкт-Петербургской епархиальном управлении, председатель правления Благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование».
  • Андрей Николаевич Базанов, живописец, педагог, председатель правления Региональной творческой общественной организации «Санкт-Петербургский Союз художников» (РТОО «СПбСХ
  • Юрий Николаевич Сухоруков, Заслуженный художник Российской Федерации, председатель бюро секции монументального искусства Санкт-Петербургского Союза Художников, член Международной ассоциации искусствоведов и автор ряда статей по проблемам церковного искусства.
  • Наталья Павловна Малевская-Малевич, художник стекла, член Союза художников Санкт-Петербурга.
  • Бурмистров Игорь Александрович, художник-монументалист, иконописец, член бюро секции монументального искусства Санкт-Петербургского Союза художников.
  • Мироненко Дмитрий, художник-монументалист, художественный руководитель иконописной школы Александро-Невской лавры.

 

Отправлены приглашения:

  1. ВООПИК Иванов Антон Евгеньевич, председатель
  2. КГИОП Макаров Сергей Владимирович, председатель
  3. Комитет по культуре Болтин Федор Дмитриевич, председатель
  4. Комитет град. Архитектура Киселева Юлия Евгеньевна
  5. Мамошин Михаил Александрович, архитектор
  6. Архимандрит Александр Федоров
  7. Княжицкая Татьяна Владимировна, кандидат искусствоведения, руководитель волонтерского проекта «Витражи в России»

 

 

 

 

*Список докладчиков и участников пополняется.