22/08/2022

«Романов Фаянс»: возрождая традиции

17 августа в салоне "Романов Фаянс" на Большой Морской прошла творческая встреча мастеров художественного фаянса, художников и представителей компании. Было тепло, интересно и очень творчески.

Сегодня ценителей искусства керамики трудно удивить – в мировом пространстве этого древнейшего художественного промысла в наши дни существует множество стилей,  направлений и тем. Керамисты  воплощают в своих произведениях особенности национальной эстетики, фантазии на абстрактные темы, природные мотивы, элементы урбанистической среды, и многое другое.

Однако недавно, в 2017 году в России возникла кампания «Романов Фаянс», продукция которой расширяет наше представление о художественных возможностях привычного в обиходе материала.

Ее основатель – предприниматель, коллекционер и меценат Андрей Романов поставил своей целью возрождение и развитие традиций русской керамики  во всем их многообразии, а также возведение в ранг произведений искусства утилитарных предметов посуды и интерьера.

Творческим ориентиром для современных мастеров прежде всего послужили изделия, созданные  на предприятиях фарфорово – фаянсовой империи  М. С. Кузнецова. В конце 19 века этот крупный промышленник  и предприниматель возвел русский керамический промысел на небывалую ранее высоту. На семи фабриках крупнейшего в Европе «Товарищества                                                                                                                                                                                                                                                                                               производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», находящихся в Риге, Дулёве, Новгороде и других российских городах,  изготавливалось 2/3 всей гончарной продукции России. Благодаря безупречному качеству  и довольно высокому художественному уровню она снискала популярность внутри страны и за рубежом.

Другим источником вдохновения  для мастеров «Романов Фаянс» стало творчество выдающихся русских живописцев начала 20 века , состоявших в объединении «Мир искусства» – Льва  Бакста, Ивана Билибина, Александра Бенуа. Их книжные иллюстрации, эскизы театральных костюмов и театральные декорации, исполненные гротеска, графической утонченности и чистых локальных цветов, навеяли современным художникам образы несколько отстоящие от  реализма – причудливые, словно сошедшие со страниц знакомых с детства сказок.

Переосмыслив наследие предшественников и выработав собственное кредо, керамисты компании изготавливают разнообразную продукцию – посуду, интерьерную плитку, осветительные приборы, оборудование и аксессуары для ванных комнат и др., – призванную украсить пространство человеческого обитания.

Между тем, характерными чертами творческого почерка команды профессионалов, безупречно владеющих секретами мастерства,                                                                                                                                                                        являются  индивидуальный подход к цвету и форме. Так, в компании разработаны собственные рецепты керамических красок  и глазурей чистых, сочных цветов, натуральные оттенки которых получены путем подбора различных температур обжига (до 1260 градусов). В зависимости от желаемого результата используются также различные  техники декорирования. Так, надглазурной росписи при нанесение (иногда послойном) красок кистью свойственны утонченность и изящество рисунка, в то время как напыление, тонирование, обмакивание применяют для создания локальных цветовых пятен и плоскостей, формируемых глазурями.  Избегая прямых заимствований, керамисты при этом широко используют усовершенствованный ими опыт  старых мастеров в части смешения  полив и получении таким образом живописных непроизвольных потеков.

Несмотря на то, что обращение к эстетике 19 века читаемо в произведениях «Романов Фаянс», их выразительные формы укрупненного масштаба наряду со скрупулезной проработкой фрагментов репрезентативно  свидетельствуют о  вкусах современников.

Художественную политику компании определяет главный художник Анна Золотарева. Ее задача- связать воедино декоративность, художественный замысел и функционаональность изготавливаемых предметов. Эскизы, рожденные рукой мастера, после обсуждения с модельщиками, скульпторами, художниками по фарфору становятся отправной точкой для создания как единичных  художественных произведений, так и для тематических коллекций.

Последние  погружают нас в атмосферу отечественной истории и античности, старинного быта, а также в мир  «обитателей» садов и огородов. При этом в стилистика произведений  определена  выбранной тематикой.

Так,  простые, тяготеющие к античной  ясности линии и сдержанный колорит присущи коллекции посуды «Romanоv», основной декоративный мотив которой – геральдика,  соотнесен с фамилией российского императорского дома. Тем временем,  лаконизм строгих форм и монохромность глазурей непреднамеренно выдают в керамических образах также влияние и французской школы, определенные направления которой были усвоены и переработаны отечественной традицией.

Поэтика крестьянской темы угадывается в коллекции «Дары природы». Выразительный  натурализм входящих в нее предметов обусловлен не просто  тщательной проработкой в материале фактуры листьев и плодов, но и использованием в качестве основы для заливки гипсовой модели настоящих овощей и фруктов – цветной капусты, тыквы, листьев салата, перца и др.. Воплощенные в глине аутентичные формы доводятся до совершенства рукой скульптора. Между тем, формирование гипсовой, а затем и керамической модели с использованием  оригинала – прием, пришедший к нам из глубины веков. Еще в 16 столетии, во времена популярности натурализма в искусстве французский мастер керамики Бернар Палисси подобным образом использовал насекомых, рептилий, пресмыкающихся  для создания изумляющих публику диковинных блюд – так называемых «сельских глин», представленных в лучших музеях мира.  Оригинальная идея французского мэтра в наши дни в полной мере воспринята и модифицирована специалистами компании.

Помимо прямого воспроизведения   натуральных форм они создают также фантазийные коллекции на природные темы. Одна из них – «Охота». Узнаваемый русский пейзаж – лесная опушка в окружении деревьев, среди буйства трав на которой привольно расположились    фазаны и глухари. Между тем, изобразительные элементы скульптурно-живописной композиции, размещенной на утилитарном предмете – супнице, помимо декоративных акцентов,  подразумевают и практическое использование.

Завораживают запечатленные в керамике чудные образы «Морского царства». Предметы посуды и осветительные приборы представляют как вполне реалистичные изображения речных обитателей, переданных со всей скрупулезностью (ваза для охлаждения напитков «Осетр»),  так и персонажи знакомых с детства сказок (лампа с остовом в виде гигантского морского чудовища, на спине которого стоит город, а также вазы для фруктов и устриц в виде диковинных раковин).

Скульптуры – лампы, изготовленные с помощью ручной лепки,  являют образы кавалергардов и княжон, купцов и бояр,  облик которых соблюден с исторической достоверностью. В этих произведениях чутко воспроизведена пластика человеческого тела, а детали одежды правдиво передают фактуру ткани и моду исторического момента.

Достойным украшением ванной комнаты представлены фаянсовые раковины, роспись которых решена в разнообразной стилистике, сопряженной с национальными орнаментами, античными узорами, восточными изобразительными мотивами и пр.. Наряду с глазурями и керамическими красками в декоре чаш используются также драгоценные металлы. Высокохудожественные предметы обихода при этом исполнены по традиционным технологиям, гарантирующим долговечность, прочность и удобство использования.

«Праздник, который всегда с тобой» – так некогда охарактеризовал Париж Эрнест Хемингуэй. В полной мере мы можем отнести сказанное и к керамике «Романов Фаянс».  Отчасти  примитивистская изобразительная манера, яркий, жизнеутверждающий колорит и причудливые формы изделий транслируют нам на подсознательном уровне   ощущение яркости жизни во всех ее проявлениях,  радость бытия  и по-детски искреннее восприятие окружающего мира .

Все новости номера