При оформлении помещения далеко не каждый пользуется восточными мотивами, но без изобретений старого Востока не обойтись никому. Посуда, декор, даже сантехника в наших домах созданы из материала, в Китае пафосно именуемого «белым золотом» и «сыном неба», – фарфора.
Сын неба
Фарфор не такое древнее изобретение, как может показаться. Его придумали в Китае в VII веке нашей эры как более дешевую замену нефритовым чашам, которые широко использовались для чайных церемоний.
Первые фарфоровые изделия мало напоминали современные: они имели сине-зеленый оттенок и были похожи на античные сосуды с ручками в форме драконов. Позже фарфор стал белым, его начали покрывать глазурью и расписывать. Довольно быстро преимущества фарфора оценили в странах Европы: тонны предметов посуды и ставших безумно популярными статуэток потекли на Запад. Верхом искусства считались невесомые фарфоровые чашки с прозрачными на просвет стенками, настолько легкие, что их можно было сдуть с ладони. При этом они были очень прочными: образцы сохранились до наших дней.
Несмотря на популярность фарфора, Европа смогла приблизиться к раскрытию его формулы лишь к XVI веку. Как только немецкий алхимик Беттгер решил эту загадку, Европа догнала и перегнала Восток: качественные материалы и новые виды росписи покорили рынок. Удивительно, но первый европейский фарфор, изготавливаемый на мануфактуре в Мейсене, до сих пор удерживает статус лидера. Среди российских заказчиков мейсенского фарфора были Екатерина II, Юсуповы и Строгановы, восхищался им и Карл Фаберже. Секрет успеха мануфактуры заключается в привлечении к работе лучших мастеров мира и сохранении традиций ручной росписи. Рецепт красок хранится в секрете и не меняется со дня основания фабрики. Известный всем ценителям роскоши логотип мейсенской мануфактуры, скрещенные синие мечи, также наносится вручную на каждое фарфоровое изделие.
В России способ получения фарфора из отечественных материалов разработан Дмитрием Виноградовым в середине XVIII века. Массовое производство такого фарфора было налажено на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.
В ванной комнате
Фарфор – очень плотный, а значит, прочный материал. Именно этим объясняется его использование при оснащении ванных комнат: раковины и унитазы из фарфора надежны и эстетичны. Фарфор заметно превосходит по эксплуатационным свойствам своего младшего брата, фаянс, но стоит в разы дороже. Однако элитная сантехника и сегодня выполняется из фарфора, которому можно придать любую форму и покрасить в любой цвет. К тому же фарфор менее пористый, благодаря чему он неприхотлив и экологичен.
Соседство в пределах ванной комнаты требует от сантехники из фарфора гармонии: хорошо, когда раковина и унитаз подобраны в одной коллекции. А в другом конце ванной комнаты можно поставить, например, небольшую фарфоровую вазу или кашпо для искусственного растения из той же коллекции.
Посуда напоказ
Самые прикладные и одновременно эстетичные изделия из фарфора – конечно, посуда. Чайные и кофейные сервизы, конфетницы, пары, сахарницы и соусницы, емкости для сливок, блюда всех размеров и назначений, а также полноценные столовые сервизы из десятков, а то и сотни предметов – какими они были при императорах и королях, такими и остаются по сей день.
Конечно, аналог того, царского, фарфора стоит очень дорого. Но и сами правители ели из такой посуды нечасто. В каждом дворце водились как простые сервизы для будних дней, так и парадные – для приемов, торжественных ужинов и балов. И хотя тогда не было принято выставлять посуду напоказ, многие императоры питали слабость к великолепию фарфора и держали на виду любимый сервиз или кофейную пару.
Сегодня качественный фарфор может стать настоящим украшением интерьера. Обычно это сервизы в стиле барокко и ампир, которые требуют соответствующего представления. Например, в стилизованном под старину буфете со стеклянными дверцами. Но и в современном интерьере роскошному сервизу найдется место – в навесном стеклянном шкафу или строгой модерновой стеклянной витрине.
Впрочем, коллекционировать можно и вполне современный фарфор. Он менее требователен к способу представления, но будет неуместно и «по-советски» смотреться в массивных буфетах классического исполнения. Для него подойдет современная мебель из стекла или даже открытые полки.
Белые люди
Сегодня мы можем выбирать домашний декор из чего угодно, а три столетия назад именно он, фарфор, был тем материалом, из которого изготавливалось большинство предметов декора: статуэтки, вазы, настенные тарелочки. Фарфоровые статуэтки стали настоящим культом в Европе: за ними охотились не просто богатые люди, а даже королевские дома.
Особо ценным статуэткам чужд минимализм: в них всегда масса мелких деталей, покрытых тонкой глазурью и раскрашенных во множество разных цветов. При этом основным цветом статуэток почти всегда остается родной цвет качественного фарфора – белый. Классические образы фарфоровых статуэток – пастушки, охотники, балерины и, конечно, романтические сюжеты.
В интерьере традиционное место для фарфоровой статуэтки – высокая тумба, камин, полка – словом, поверхность на уровне пояса или чуть выше. Рядом обычно располагаются цветы, в том числе и в вазах из фарфора или стекла. Другой вариант соседства – низкая ваза для мелочей или конфетница в той же цветовой гамме, что и статуэтка, или в одном стиле с ней. При этом стоит избегать захламленности той поверхности, на которой стоит статуэтка: лежащие рядом ключи, телефоны или другие бытовые мелочи разрушают композицию.
Не менее важно и сочетание статуэтки с интерьером помещения. Лучший интерьер для фарфора – классический, с массивными шторами, богатыми люстрами и объемной мягкой мебелью. Все это подчеркивает утонченность статуэтки. Также подходит для фарфора и стиль «прованс». Современные минималистичные статуэтки дополняют скандинавский интерьер, ар-деко и даже лофт. А вот статуэтки с восточными мотивами требуют повтора Востока в интерьере: ковер, подушка или панно на стене обязательно должны составить им компанию.
Эти же правила относятся и к декоративной посуде – настенным тарелочкам и вазам. Но в случае с тарелками важен не только фон, на котором они будут висеть или стоять на подставке, но и общая композиция, поскольку обычно тарелки размещаются целыми коллекциями.