«Лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции» – одна из знаковых номинаций Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», которая присуждается при поддержке ряда ведущих музеев.
Большой стиль
Масштабные экспозиции классического изобразительного искусства – традиционный флагман и выставочного дела вообще, и соответствующей номинации премии «Золотой Трезини» в частности. Именно такая выставка в 2021 году была отмечена на «Золотом Трезини» почетным дипломом Honourable Mention (дипломы такого типа получили проекты, не прошедшие в финал, но высоко оцененные в ходе голосования отборочной комиссии). Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» – результат совместной творческой работы кураторов Государственного исторического музея в Москве, готовых выходить за рамки традиционных представлений о выставках классического искусства, и бюро Planet 9, ориентированного на глубокое взаимодействие
с посетителями. Среди экспонатов были представлены более 120 оригинальных гравюр из итальянской коллекции и собрания ГИМа, предметы эпохи Дюрера и произведения других авторов, вступающие в диалог с мастером. Задачей создателей было соблюсти баланс между традиционным выставочным дизайном и театральной зрелищностью.
Тоже классику, но современную, представил Государственный Эрмитаж. Дипломом Honourable Mention отмечена выставка «Сесил Битон и культ звезд», проходившая в Главном штабе. Дизайн выставки создан бюро PSCulture. Это первая в России ретроспектива знакового британского фотографа XX века Сесила Битона, который умел раскрыть самые яркие грани человека по другую сторону объектива и делал это с уникальным чувством гармонии и стиля. Архитекторы выставки постарались подчеркнуть этот подход с помощью композиции и подбора материала: два самых успешных и плодотворных периода творчества Битона — съемки британской королевской семьи и главных талантов поколения — выделены в центральную инсталляцию с занавесом из стекляруса. Блеск преломляющихся граней призван оказать ошеломляющий эффект на зрителя, когда он входит в зал; таков реверанс архитекторов Битону как мастеру сценографии. Однако за мерцающей завесой разворачивается куда более лаконичный объем с экспозицией: монохромная палитра с включением пыльно-розового деликатно оттеняет фотоснимки.
Бюро Murorum получило диплом Honourable Mention за проект выставки «ВХУТЕМАС-100. Архитектурный факультет», показанной в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве. При разработке проекта перед авторами стояло сразу несколько задач: разместить в небольшом пространстве много масштабных и разнохарактерных экспонатов, деликатно выстроить сценарий, не вступив в противоречие с архитектурой здания, показать не только разнообразие мастерских, но и подвести промежуточный итог существования архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. Для достижения результата архитекторы отошли от привычного визуального языка при экспонировании работ начала XX века: сократили использование открытого красного цвета, необработанной древесины и характерных структурных конструкций. В пространстве этой выставки решили действовать иначе — насытить экспозицию деталями, подчеркивающими эпоху и не отвлекающими от работ. Так появились авангардная верстка текста на стенах, в этикетаже, характерная композиция при входе, рифмующаяся с акцентным цветным светом.
В поисках истории
Студия Armas & Arquitectos Asociados реализовала проект постоянной экспозиции Sodre при Национальном архиве изображений и текстов в столице Уругвая Монтевидео. Целью проекта, получившего диплом Honourable Mention на «Золотом Трезини-2021», было создание динамичного пространства, подчеркивающего важность работы архива. Лаконичный интерьер не отвлекает внимание зрителя от экспонатов. Благодаря использованию минималистичных прозрачных конструкций создается иллюзия, что предметы искусства парят в воздухе.
Еще один лауреат диплома Honourable Mention – шведское архитектурное бюро Neri & Hu. Для Стокгольмской ярмарки-2019 они придумали экспозицию The Unfolding Village. Авторы проекта обеспокоены исчезновением деревень и сельской культуры. В экспозиции они представили вниманию публики самую суть традиционной китайской деревни. План выставки вдохновлен схемой обычной деревни — ее прерывистыми дорожками, проложенными между домами. Скатные крыши символизируют дом как место проживания, а их повторяющиеся ряды образуют «деревню». При создании экспозиции использовались местные лесоматериалы. Зеркала, установленные внутри «домов» и в оконных рамах, создают необычный эффект присутствия.
Разговор об истории не полон без упоминания личности. Лаборатория музейного проектирования (АНОК «Музей Будущего») – обладатель диплома Honourable Mention за постоянную экспозицию «В. С. Черномырдин: путь в историю». Выставка развернута на родине главного героя – в селе Черный Отрог Оренбургской области. Она построена от первого лица: благодаря архивным видеоматериалам (в экспозиции более 10 экранов) Черномырдин сам рассказывает о своей жизни. Экспозицию также можно назвать дорогой от Черного Отрога до Белого дома: вместе с Черномырдиным посетитель попадает в казачью станицу и послевоенный колхоз, на строительство Оренбургского завода-гиганта и газовые месторождения Сибири, знакомится с тайнами рождения «Газпрома», переносится в Буденновск 1995 года и полыхающий Белград 1999-го, окунается в атмосферу Украины 2000-х.
Среди работ, удостоенных дипломов Honourable Mention, еще одна посвящена человеку – и какому! В Музее-заповеднике «Гатчина» поставлен памятник императору Александру III (скульптор — Владимир Бродарский, архитектор — Борис Бейдер). Основой для скульптурного изображения стал образ императора, сидящего в тронном кресле, – работа Паоло Трубецкого 1899 года, изначально предложенная известным художником в качестве памятника императору на Знаменской площади. Просторный парадный двор Арсенального каре – идеальный фон для монумента. В XIX веке это был основной вход в Гатчинский дворец. Именно в помещениях Арсенального каре дворцового ансамбля располагались парадные приемные залы, рабочие кабинеты Александра III, а также личные покои царской семьи.
Москва – Генуя
Одним из трех финалистов «Золотого Трезини-2021» в номинации «Лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции» стала Третьяковская галерея. Здесь прошла выставка «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения», созданная по проекту Нади Корбут и Кирилла Асса. Ученик Малевича и Певзнера, Кудряшов наряду с Малевичем и Эль Лисицким стал сооснователем оренбургского филиала группы УНОВИС. В середине 1920-х Кудряшов творчески развил достижения супрематизма и стал ведущим представителем живописного «космизма». В 1962 году Кудряшова заново открыл Георгий Костаки. Выставка в Третьяковской галерее – первая и наиболее полная ретроспектива произведений художника. Один из главных
экспонатов – реконструкция нереализованного супрематического интерьера Оренбургского театра в масштабе 1:5 на основе исследований Игоря Смекалова (воспроизведение росписи – Наталья Торопицына). Экспозиционное решение представляет пространство несуществующей модернистской виллы воображаемого коллекционера, собравшего наследие Кудряшова.
Выставка «Божественный Микеланджело», проведенная во Дворце дожей в Генуе, Италия, – еще один финалист номинации. Авторами дизайна выставки выступили Джулиано Маккиа и Брунелла Бронки. Ее тема – увлекательная жизнь гениального художника. Посетители, в частности, могли узнать, какие выдающиеся личности окружали Микеланджело. Среди них, например, был Джорджо Вазари, биограф нескольких художников и создатель прижизненного мифа о Микеланджело как о творце, чей дар ниспослан небесами.
Выбор жюри
Межмузейная художественная выставка «(Не)подвижность. Русская скульптура от Ф. Шубина до А. Матвеева», прошедшая в ЦВЗ «Манеж», – лучшая по мнению жюри «Золотого Трезини-2021». Экспозиция-победитель создана по проекту творческой мастерской «Циркуль». Кураторская группа: Елена Карпова (Государственный Русский музей), Наталья Логдачева (Государственный Русский музей), Эвелина Тарасова (Государственный Эрмитаж), Владимир Евсеев (ЦВЗ «Манеж»), Елизавета Павлычева (ЦВЗ «Манеж»). Концепцию выставки предложил директор Манежа Павел Пригара. Проект, в котором важную роль играет звуковое сопровождение, реализован в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым.
Концепция выставки предусматривает круговое движение по пространству выставочного зала. Яркая световая инсталляция в аванзале создает прообраз фойе. Центральная анфилада является аллегорией исторических сцен и состоит из трех звукоизолированных пространств с размещением скульптур на наклонной плоскости, в статичном круге и в системе амфитеатра, где зритель становится частью экспозиции, кинетическим объектом, дополняя динамикой статичные объекты выставки. Боковые галереи представляют собой открытые коридоры. В одной галерее предлагается система выступающих консолей, в другой — противоположная система с витринами-нишами. Второй этаж представляет образ закулисья театра. Планировочная структура сформирована полотнами в супрематическую композицию. Исследуя пространство, зритель попадает в антрепризные театры, представленные одной-двумя скульптурами. На втором этаже также расположены два «театра». Зритель оказывается на сцене, чтобы стать невольным участником оперы.
В 2022 году в рамках премии «Золотой Трезини» вновь будет открыта номинация для авторов временных и постоянных экспозиций.