Зеркало, пожалуй, самый мистический из повседневных предметов обихода. И самый прозаический и ходовой из всех мистических. Это одновременно утилитарная вещь, перед которой мы встаем каждое утро, чтобы умыться и причесаться, – и прославленное в веках таинственное орудие колдунов и гадалок.
Родом из дворца
Плоские металлические изделия, отполированные до такой степени, что человек мог увидеть в них свое отражение, использовались еще в античности. Стеклянные зеркала изобрели в XIII веке, а вот зеркало современного типа на основе стекла и серебра, дающее четкое изображение, появилось только в XIX столетии.
Зеркала стали неотъемлемой частью интерьеров дворцов и просто жилищ состоятельных людей. Они создавали атмосферу праздника и помогали богатым домам казаться еще более просторными, светлыми и блестящими. Считается, что распространение зеркал в Европе повлияло на само представление о человеке, заставив людей в прямом смысле смотреть на себя со стороны и больше рефлексировать об индивидуальной личности.
В XX веке зеркало постепенно заняло устойчивые и по преимуществу практические места в интерьере: ванная, спальня либо гардеробная, а также уголок у выхода из дома, где можно в последний момент взглянуть на себя, отправляясь «в люди».
В последние десятилетия зеркало расширяет и обновляет свою роль в декоре. Впрочем, во многом новое – это хорошо забытое старое. Как и в дворцовых залах прошлого, в сегодняшних квартирах зеркало умножает пространство и свет.
Без шума и пыли
Зеркало в руках профессионального дизайнера интерьера обретает почти магическую силу. Не ломая стены и не перемещая дверные и оконные проемы, с помощью зеркал декораторы визуально трансформируют помещения. Если комната кажется слишком узкой, низкой или, наоборот, непропорционально вытянутой вверх, это можно исправить, разместив в нужных точках зеркала.
Общее правило гласит, что вертикальные зеркала вытягивают помещение кверху, а горизонтальные – расширяют. Ну а решение конкретных пространственных задач каждый раз отыскивается индивидуально и зависит от множества факторов, включая расположение зеркал относительно окон, дверей, люстр и даже сторон света.
Для «зеркальной перепланировки», как правило, используются не зеркала в рамах, а целые зеркальные поверхности: части стен, потолков, полов и даже ступени лестниц, дверцы шкафов. Наряду со сплошными покрытиями распространены всевозможные зеркальные плитки и мозаики.
Ловцы света
Зеркала в «обычном» понимании можно условно разделить на функциональные и декоративные. Первые предназначены для того, чтобы в них смотреться, и размещаются в соответствующих точках: в ванной, в спальне, в холле квартиры. Их главная задача – «всю правду доложить»: дать четкое, адекватное отражение, не приукрашивающее, но и не портящее хозяина. Для этого предназначен арсенал полезных технических средств. Современные функциональные зеркала могут поворачиваться, давать увеличенное отражение, оснащаются продуманной подсветкой на уровне профессиональной гримерной. Более того, с зеркалом уже получится практически поговорить: на рынке есть варианты со встроенной прямо в зеркальную поверхность сенсорной панелью, с помощью которой можно вывести изображение часов, включить радио или MP3-плеер.
Не такой технически продвинутый, но не менее увлекательный сегмент – декоративные зеркала. Их смысл не в том, чтобы перед ними прихорашивались. Они преломляют лучи света и просто украшают собой комнату, свободно размещаясь в том числе и там, где смотреться в них просто неудобно: выше человеческого роста или, скажем, над спинкой дивана. Традиционные модели таких зеркал отличаются массивными рамами. Одни рамы напоминают о классических багетах, в которые заключены шедевры Лувра и Эрмитажа. Другие вдохновлены солнечными лучами – этот мотив пришел из стиля ар-деко и закрепился в дизайне. Кстати, если хочется использовать классические формы, но создать более свежее впечатление, можно повесить вместо одного крупного зеркала целую россыпь небольших.
Современные декоративные зеркала часто лишены рам. Их «фишка» может заключаться в фантазийной форме самих кусочков стекла. Эти зеркала повторяют силуэты из мира природы, рассыпаются на осколки или, наоборот, собираются в переливающиеся хрупкие пазлы. Иногда нужный эффект достигается за счет затемнения или тонирования стекла, а также пескоструйной обработки. Но главным союзником зеркала остается луч света – естественного или искусственного. Когда зеркало удачно расположено относительно источника освещения, то, даже если в него нельзя посмотреться, на него всегда захочется посмотреть.