– Как долго компания ЛИИС работает в сфере поставки систем «умный дом»? Как за это время изменился уровень осведомленности заказчиков об этих системах и их отношение к ним?
– ЛИИС на рынке с 2006 года. В 2006–2015 годах о данных системах знал лишь узкий круг людей и компаний, которые сталкивались с ними в отелях или апартаментах за границей. В России на тот момент цена подобных решений была, мягко говоря, высокой, а специалистов, способных правильно спроектировать и впоследствии интегрировать систему «умного дома», можно было пересчитать по пальцам.
С тех пор данный рынок сильно изменился благодаря различным источникам информации, начиная от обзоров на различных видеоплощадках (Youtube) и заканчивая постами в социальных сетях. Такие крупные компании как Apple, Google и Amazon разработали свои системы «умного дома», что не могло остаться не замеченным. Это привлекло внимание пользователей, которые, в свою очередь, начали изучать данный рынок и сравнивать различные предложения и системы. Это стало «спусковым крючком» к появлению большого количества компаний, производящих оборудование для систем автоматизации с разной ценовой политикой, начиная от контроллеров за несколько тысяч рублей и заканчивая сотнями тысяч за одно устройство. Естественно, чем больше информации появляется у потенциального пользователя и чем понятнее эта информация, тем больше доверия появляется к подобным системам. Ранее считалось, что «умный дом» – дорогой продукт, который работает плохо. Это мнение сложилось не из-за некачественного оборудования, а из-за некомпетентности программистов и банального отсутствия опыта у компаний-интеграторов. В том числе из-за сложности графических интерфейсов управления, в которых мог разобраться только тот, кто их нарисовал.
– Нужно ли собственнику быть технически подкованным, чтобы не ошибиться при заказе «умного дома»?
– Мы считаем, что человеку не обязательно быть технически подкованным для заказа подобной системы. Это должно быть как покупка автомобиля, когда вы говорите, что вы хотите и как вы это видите, а остальное делает менеджер.
– Можете ли вы выделить какие-то распространенные заблуждения заказчиков об «умном доме»?
– Первое: «Это дорого и не работает!» Тут все зависит от выбранного оборудования, «хотелок» и от рук, которые реализуют эти «хотелки». Да, бывает дорого, бывает безумно дорого, но есть и системы, цена которых в целом не превышает 100–200 тысяч рублей. Вопрос в том, чего вы ожидаете от системы, и в том, совпали ли ваши ожидания с тем, что вам рассказывал менеджер при заключении договора.
Второе: «Я теперь могу в ладоши хлопнуть, и свет включится?» Если у пользователя есть такая потребность, то да. Так сделать можно, но в реальной жизни так практически никто не делает и не будет советовать реализовывать подобное. Скорее всего, данный миф появился благодаря фильмам 90-х годов.
Третье: «Я же смогу чайником, кофемашиной, роботом-пылесосом, утюгом управлять удаленно?» У нас всегда возникает вопрос: зачем управлять утюгом или роботом-пылесосом удаленно? Мы согласны с тем, что удобно управлять удаленно духовым шкафом с функцией отложенного приготовления или кофемашиной, которая сварит чашку кофе к определенному времени. Однако пользователь должен понимать, что для того, чтобы это реализовать, необходимо приобрести соответствующий духовой шкаф или кофемашину с автопополнением водой и зернами, с системой самоочистки, и главное – не забыть контролировать наличие чашки под податчиком напитка. Собрать информацию с девайсов, способных ее передавать в каком-либо виде, можно и в сторонние системы «умного дома», если производитель предоставляет соответствующие данные для интеграции. Мы будем следить за развитием этого рынка, и если количество запросов от пользователей на добавление функций управления бытовыми приборами в наш интерфейс будет увеличиваться, то мы обязательно проработаем вопрос интеграции данных функций в нашу систему. На сегодняшний день таких запросов один или два в год.
– Есть ли, напротив, мифы об «умном доме», которые на самом деле не мифы, а правда?
– Миф про то, что «умный дом» – это дорого, не совсем миф, так как в действительности, как и во многих других сферах, существуют системы для пользователей с разными потребностями в комфорте. Например, можно купить два автомобиля с одинаковой внешностью, но с разным наполнением и функционалом.
– Какая сфера породила больше всего заблуждений о системах автоматизации? Сфера обеспечения безопасности, мультимедийная или какая-либо еще?
– Скорее всего, это сфера мультимедиа, так как люди часто принимают увиденное в фантастических фильмах за что-то, что уже реализовано в современном мире. И это неплохо, так как на текущий момент времени можно реализовать такие вещи, которые 15–20 лет назад невозможно было представить.
– А существуют ли такие фантастические идеи, которые можно реализовать в «умном доме», но их пока еще предстоит разработать?
– Думаю, что немало вещей из того, что сейчас показывают в фантастических фильмах и сериалах о будущем, рано или поздно могут стать частью нашей реальности. Сказать, что конкретно, довольно сложно, так как существуют стартапы, о которых никто не знает и не слышал. А стартаперы вовсю пытаются превратить увиденное в реальность. Надеемся, что в будущем все эти идеи будут воплощены в управлении «умным домом».