Номинация «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции» для конкурса «Золотой Трезини» – одна из знаковых, определяющих его специфику. По данным на середину августа, к участию в номинации были приняты 12 проектов из нескольких регионов России, а также из Австралии, Мексики и Португалии. И даже когда участников станет еще больше (прием заявок продолжается до 15 октября), в этом разнообразном ряду не потеряется замечательный по масштабу и красоте замысла проект реконструкции железнодорожного вокзала, который был завершен летом 2020 года в Иваново.
Дом-пуля и другие
Иваново знаменито как центр текстильной промышленности и «город невест». Но это еще и своего рода музей конструктивистской архитектуры под открытым небом. Возможно, все началось с того, что Ленин в свое время высоко оценил рабочий и идейный потенциал Иваново, поставив здешний пролетариат в один ряд с «московским и питерским». В 1920–30-е годы город приобрел неофициальный статус третьей рабочей столицы страны. Более того, ходили разговоры о возможном переносе сюда столицы РСФСР (с сохранением столицы СССР в Москве). Здесь строились образцовые фабрики, рядом с ними – самые передовые жилые и общественные здания. Известные памятники ивановского конструктивизма – жилые «дом-корабль» и «дом-пуля», школьное здание, известное как «дом-птица», множество других интересных построек. И, конечно, крупнейший в России конструктивистский железнодорожный вокзал.
Здание ивановского вокзала является объектом культурного наследия и памятником архитектуры. Оно было построено в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского. Общая площадь вокзала – 5755 кв. м. Здание перенесло глобальные реконструкции в 1950-х и 1980-х годах. Они оставили в конструктивных, фасадных и интерьерных решениях узнаваемые черты соответствующих эпох. В результате здание превратилось в гибрид двух архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Исторический гибрид
Необходимость очередной реконструкции вокзала назрела уже в XXI веке. Авторами проекта выступили архитекторы бюро Faber Group Алена Франчян и Борис Матвеев. Работы по реконструкции включали в себя восстановление фасада, обновление основного «синего» зала и реконструкцию «красного» зала, переоборудование платформ и ремонт подсобных помещений. Также вокзал привели в соответствие с современными нормами доступности и безопасности: оборудовали входную группу для маломобильных групп населения, заменили отделочные материалы на негорючие, установили противопожарные шторы. Часть площадей вокзала отдана под культурную функцию.
Самой интересной архитектурной особенностью проведенной реконструкции стало решение авторов сохранить гибридный характер здания и образ, который приобрел ценность для жителей и гостей города: здание не стали «откатывать» к состоянию 1930-х годов, а оставили позднейшие наслоения.
«У нас не было проектной возможности вернуться к первоначальному планировочному решению 1930-х, когда интерьер вокзала был объединен одним большим общим пространством, – рассказывает один из авторов проекта Борис Матвеев. – Во время глобальной реконструкции в 1950-х годах единый гигантский пассажирский зал был разделен на два отдельных зала – “синий” и “красный”. По современным пожарным требованиям нам необходимо было сохранить это разделение. При этом, используя противопожарное оборудование, нам удалось существенно увеличить высоту двух порталов, соединяющих “синий” и “красный” залы между собой». Были отреставрированы полукруглые мозаичные панно
с характерной символикой Советского Союза, которые украшают переходы между двумя залами.
Два цвета
Интерьер «синего» зала сформировался при реконструкции 1950-х годов. Сегодняшние реставраторы сохранили цветовую гамму поверхностей колонн, стен и потолка, внешний вид декоративных гипсовых элементов. Поверхность пола выполнена из разноцветной метлахской плитки с сохранением образа первого проектного интерьера. Деревянные покрытия потолка, колонн и стен «синего» зала полностью заменены и выполнены из негорючих материалов согласно требованиям безопасности.
Декоративный образ «красного» зала был создан в самом конце 1970-х и хранит яркие признаки эпохи позднего советского модернизма. Внешне аскетичный зал украшает отреставрированная гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Современный пол «красного» зала выполнен из полнотелого терраццо – материала, появившегося в декоре зала в 1980 году. «Нами был сохранен оригинальный участок старого терраццо с символикой Олимпиады-80. Сейчас он размещен в современном полу под стеклом», – добавляет Борис Матвеев.
Смысл разделения на два зала – не только противопожарный. Как поясняет архитектор, текущий пассажиропоток в Иваново не требует таких огромных площадей, которые были зарезервированы в первоначальном проекте 1930-х, созданном с расчетом на перенос в Иваново столицы РСФСР. Таким образом, сегодня все необходимые функции зала ожидания сосредоточены в «синем» зале. А «красный» стал городским арт-пространством, где можно будет проводить выставки, концерты, ярмарки и т. п.
Сколько будем оставлять
Что делать реставратору с архитектурой – последовательно «очищать» памятник до первоначального, задуманного создателем состояния или считать более поздние внедрения такой же законной частью его истории, которая достойна сохранения? Универсального ответа, конечно, нет. «Вокзал в Иваново стал для нас знаковым объектом, где представилась возможность провести исследования и изыскания архитектурных пластов от 1930-х до наших дней, – подчеркивает соавтор проекта Алена Франчян. – Изучив и восстановив элементы и конструкции, являющиеся предметами охраны 1930-х, 1950-х и 1980-х, сейчас, в 2020-м, нам удалось привнести свои решения в существующее здание, которое представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма».
Архитектор приводит пример проекта реставрации и реконструкции, к которому в Faber Group подошли противоположным образом: жилой дом начала XIX века в Елоховском проезде, 5, в Москве, объект культурного наследия федерального значения. Сейчас в здании располагается представительство Пермского края. «Так как этот объект практически не был изменен с начала XIX века, к нему был применен совершенно иной подход», – говорит Алена Франчян. Среди других работ бюро – реконструкция доходного дома А. И. Мозжухина 1887 года (Москва), реконструкция особняка 1860 года в Трубниковском переулке, 30А, строение 1 (Москва), реконструкция и реставрация зданий ансамбля частного владения конца XIX – начала XX века в Ницце, реконструкция ансамбля трех городских вилл с апартаментами начала XIX века в Берлине. «Каждый объект уникален, – признают архитекторы Faber Group, – и задачи каждый раз совершенно особенные».