01/11/2021 Интервью

Foto-One: главный фотоцентр большого города

Возможно, самое избитое словосочетание в рекламе – «весь спектр услуг». Когда мы его слышим, даже хочется поморщиться: ну сколько можно так говорить! К тому же обычно это пустые слова, за которые никто и никогда не отвечает. Но во время визита в профессиональный фотоцентр Foto-One на Петроградской стороне невольно задаешь себе вопрос: как удалось не только придумать, но и создать такое пространство, в котором собраны абсолютно все мыслимые и немыслимые услуги для любителей и профессионалов фотографии?

О рождении, концепции и дизайне уже успевшего стать легендарным Foto-One на Большой Монетной улице, 16, нам рассказали его директор Дмитрий Сорваль, архитекторы Артем Тамазов и Александр Гупалов.

– Дмитрий, с чего начинался центр Foto-One на Большой Монетной?

ДМИТРИЙ СОРВАЛЬ: Еще совсем недавно фоторынок Петербурга был представлен разрозненными точками, каждая из которых предоставляла ограниченный набор услуг. В тех салонах, где был большой выбор профессиональной техники, нельзя было заказать печать и оформление, а те, кто печатал фотографии, не предлагали услуги по ремонту. При этом в сервисных центрах нельзя было взять в аренду фотоаппарат или объектив на время ремонта… За каждой отдельной услугой фотографам приходилось ездить в разные концы города, что, конечно, было очень неудобно. Идея о создании единого центра фототоваров и услуг, наподобие единого центра документов, зрела давно, ее просто некому было осуществить. И так вышло, что первыми оказались мы.
Надо уточнить, что к центру на Большой Монетной мы пришли не сразу. Бренд Foto-One существует с 2005 года, когда открылся одноименный магазин с большим выбором фототехники на набережной Фонтанки. Он быстро стал популярен у фотографов, список услуг стал расширяться, появилась багетная мастерская, но дальнейшее развитие уперлось в недостаток площадей. В 2008 году фотоцентр переехал на Чкаловский проспект, квадратных метров стало больше, нашлось место для большой и качественной фотолаборатории, в 2009 году открылся сервисный центр по ремонту фототехники, но со временем выяснилось, что и локация, и сама площадка для переезда были выбраны не совсем удачно. Отсутствие нормальной парковки, площади на третьем этаже, да и само неустроенное пространство бывшей советской фабрики, ставшей новым пристанищем для магазина, сыграли злую шутку с собственниками бренда: Foto-One оказался на грани банкротства. Мы выкупили компанию у предыдущих собственников и стали думать: как сделать так, чтобы превратить обновленный Foto-One в тот самый единый центр фотографии, о котором я уже говорил. И начать решили с поиска новой локации. Так у нас появилось это пространство на Большой Монетной, и мы сразу решили поручить реализацию новой концепции Артему Тамазову и Александру Гупалову. И в 2019 году открыли обновленный Foto-One.

– Артем, расскажите сначала о своих предыдущих проектах.

АРТЕМ ТАМАЗОВ: Мы с Александром Гупаловым занимаемся дизайном интерьеров с 1994 года. В нашем портфолио много коммерческих интерьеров – «Декаданс», «Публика», «Бельэтаж», «Тинькофф», интерьеры «Фольксваген Центра Пулково», мы работали над дизайном первых фестивалей Сергея Курехина SKIF, сейчас делаем интерьеры административных помещений Императорского фарфорового завода. Однако в последнее время занимаемся в основном частной архитектурой и интерьерами – это если коротко.

– Какая идея легла в основу дизайн-концепции фотоцентра на Большой Монетной?

АРТЕМ ТАМАЗОВ: Заказчики поставили перед нами задачу реализовать на общей площади множество отдельных сервисов, при этом пространство должно как бы перетекать от зоны одних услуг к зонам других. Мы сразу задумали проект центра для профессионалов, в котором любитель не почувствовал бы себя изгоем. Ведь порог входа в профессию фотографа заметно упал с появлением цифровых камер, не говоря уже о смартфонах. И это новое поколение фотографов ожидает нового уровня сервиса.
Я сам увлекаюсь фотографией и нередко замечал, что в профессиональных центрах, где обслуживаются мэтры, персонал смотрит на тебя и твои кадры почти что с презрением, как убеленные сединами профессора на студента-первокурсника в Академии художеств: «Деточка, ты-то куда сунулся?» Чтобы изменить это отношение, нужен, конечно, не только дизайн, но и новый штат сотрудников, но здесь, я считаю, все получилось удачно соединить.
Сегодняшний клиент – это и матерый фотогуру, перед которым продавец в белых перчатках выкладывает на шелковую подушечку новую модель камеры за полмиллиона, и закутанная в шарф девушка, пьющая за столиком у окна кофе в ожидании печати своих свежих фоток, снятых на айфон. В спроектированном нами центре на Большой Монетной найдется место и для любителей, и для профессионалов, в том числе и для кофе, что немаловажно.

– Александр, какие цветовые и пространственные решения были использованы в дизайн-проекте центра?

АЛЕКСАНДР ГУПАЛОВ: Начнем с цвета. Тут все очень просто, за основу взят нейтральный черный цвет, ведь главное здесь – техника, которая, как правило, черного цвета, и с ним нельзя спорить, чтобы не было визуального мусора. Большая высота помещения позволила разбить площадь на два уровня, добавив антресоли. Зоны с разными услугами и брендами выделены подсветкой и оформлены так, чтобы напоминать ювелирные магазины, подчеркивая статус фотобрендов. И на контрасте, но в согласии с идеологией места – зона кафе, вернее мини-зала ожидания с кофе, экспозиционная зона у входа, где представлены образцы оформления фотографий и регулярно обновляемая фотовыставка (кстати, если вы печатаете здесь свои фотографии и считаете себя фотохудожником, у вас есть шанс выставиться в Foto-One). Все функциональные зоны спланированы так, чтобы клиенты, которым оказываются различные услуги, не перемешивались друг с другом, и навигация была наглядной и простой.

– Дмитрий, можете составить топ-5 оказываемых в фотоцентре на Большой Монетной услуг?

ДМИТРИЙ СОРВАЛЬ: Я бы не стал разделять услуги по популярности, ведь каждое из наших направлений будет актуально для всех, кто любит фотографию. Поэтому давайте я их просто перечислю. Начать, пожалуй, стоит с нашего магазина с огромным ассортиментом фото- и видеооборудования, где каждому клиенту, будь то матерый профи или молодой новичок, помогут подобрать технику под его задачу. Также нужно назвать гарантийный и постгарантийный сервис-центр с расширенными программами обслуживания для профессионалов (CPS, NPS, FPS), фотолабораторию полного цикла (печать и обработка фотографий, фотокниг и т. д.) с отличной багетной мастерской, прокат фототехники, комиссионный отдел, трейд-ин, бесплатный тест-драйв фотооборудования… Этот список, кажется, можно продолжать бесконечно. Вы даже можете заказать профессиональную фотостудию «под ключ» у нашего менеджера по свету! А пока специалисты подбирают для вас свет и оформляют ваши фотографии, мы предложим вам ароматный и бодрящий кофе в нашей небольшой лаунж-кофейне, ведь комфорт клиента и профессиональный подход – наше главное кредо.
Добавлю, что каждая из услуг имеет свои особенности в зависимости от уровня запросов клиента. Начинающий фотограф или любитель может прислать нам через сайт свои снимки, мы их обработаем, подскажем, какую бумагу выбрать, напечатаем, если требуется, оформим и отправим к нему курьером. А профессионал может не только согласовать с нашими специалистами все параметры предпечатной подготовки согласно техническому заданию, но и присутствовать при выводе фотографий на печать. Кстати, у профессиональных фотографов в нашем центре есть свой персональный менеджер, который на всех этапах ведет и контролирует заказы таких клиентов, решает любые вопросы, от печати проб на новом материале до помощи в подготовке и спуске полос для фотокниги, есть даже услуга отправки работ в другие города и страны. Могу с уверенностью сказать, что если говорить об объеме оказываемых услуг, ничего подобного нет не только в Петербурге, но и в России. Даже в крупнейших европейских городах мы не смогли найти чего-то похожего по числу предоставляемых услуг.

– Если говорить не только о частных лицах, какие ваши самые известные заказчики?

ДМИТРИЙ СОРВАЛЬ: Могу назвать Эрмитаж, Русский музей, ЦВЗ «Манеж». Эти и другие музеи и галереи заказывают у нас печать и оформление работ для своих выставок. В этот список входит и ваш международный конкурс «Золотой Трезини», вернее, выставка победителей конкурса «Архитектура как искусство», планшеты для которой были напечатаны в Foto-One. Крупнейшие компании страны также входят в число наших клиентов, достаточно назвать «Газпром», «Фертоинг», «Мегафон», «Геоскан» и многие другие.

– Как будет развиваться Foto-One дальше? Новые магазины в Петербурге? Или в других городах?

ДМИТРИЙ СОРВАЛЬ: Я убежден, что потребности Петербурга в профессиональных фотоуслугах мы сегодня удовлетворяем полностью. Да, сюда, на Большую Монетную, едут не только со всех концов нашего прекрасного города, но и из области и соседних регионов, но это даже хорошо, ведь нужно помнить только один адрес, где можно разом решить все свои задачи – от покупки фотопленки и аренды полароида до оформления выставки мирового масштаба.
В наших ближайших планах – «взятие» Москвы. У нас уже есть два магазина в столице, на Земляном Валу и на Красной Пресне. И прямо сейчас Артем Тамазов и Александр Гупалов работают с нами над дизайном интерьеров нашего главного московского фотоцентра, который создается по той же концепции, что и Foto-One в Петербурге. Его адрес – Бумажный проезд, 14, и у него уже есть собственная «фишка»: в состав фотоцентра входит большая арт-галерея, где проводятся выставки современного искусства.

– Спасибо за интервью! «Золотой Трезини» гордится тем, что у него появился такой замечательный партнер. Удачи вам!

Беседовал Павел Черняков