18/07/2024

«Тьмы низких истин нам дороже…»: Березовый домик и другие обманки в искусстве на симпозиуме в музее-заповеднике «Гатчина»

17 июля 2024 года Всемирный клуб петербуржцев совместно с оргкомитетом Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» и Государственным музеем-заповедником «Гатчина» провел симпозиум, приуроченный к 240-летию начала строительства Березового домика в Гатчинском парке.

Гостями симпозиума стали члены Всемирного клуба петербуржцев, гости и партнеры премии «Золотой Трезини», а также генеральные консулы и представители дипломатических миссий Венгрии, Кипра, Норвегии, Швейцарии и Японии.

Мероприятие началось с пешеходной экскурсии по Гатчинскому парку, павильону «Березовый домик» и Гатчинскому дворцу. Затем гости переместились в Театральный зал Гатчинского дворца, чтобы поговорить об удивительном павильоне-обманке – Березовом домике, его не менее удивительном создателе, русском швейцарце Франсуа Виолье, и о том, как архитекторы и художники разных эпох соревновались в искусстве обмана зрителя.

С приветственными словами к участникам и гостям симпозиума обратились директор государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов, первый заместитель председателя Комитета градостроительной политики – главный архитектор Ленинградской области Сергей Лутченко, врио председателя КГИОП Санкт-Петербурга Алексей Михайлов, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Наталия Сидоркевич, генеральный консул Швейцарии в Санкт-Петербурге Беатрис Латтайер, начальник отдела науки, технологии и образования Посольства Швейцарии в России Андрей Мельников и председатель оргкомитета премии «Золотой Трезини» Павел Черняков.

Заседание началось с выступления заведующей научно-фондовым отделом Государственного музея-заповедника «Гатчина» Александры Фарафоновой. Доклад под названием «Березовый домик в Гатчине: элемент игры в пейзажном парке» был посвящен истории этого сооружения, в которой нашлось место и выдумке, и шутке, и мастерству, и трагедии, и возрождению, в буквальном смысле этого слова, из пепла. Березовый домик – характерный для парковой архитектуры XVIII века павильон-сюрприз, нарочито простые фасады которого скрывают неожиданную роскошь интерьера. Внешний облик домика имитировал поленницу березовых дров, внутри же восхищенного гостя встречали золоченая лепнина и множество зеркал. Павильон был уничтожен в период Великой отечественной войны и воссоздан в 1975 г. по проекту архитектора А. А. Кедринского, однако сегодня, как подчеркнула Александра Фарафонова, требует новой реставрации.

Доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Елена Боровская познакомила слушателей с деталями биографии и творческого наследия создателя Березового домика – русского архитектора и живописца швейцарского происхождения Анри Франсуа Габриэля Виолье (1750—1829). Этого уроженца Женевы можно назвать «человеком эпохи возрождения». Он одновременно был живописцем, миниатюристом, рисовальщиком, акварелистом, архитектором, организатором различных строительных работ, декоратором-оформителем, садоводом, театральным художником, режиссером и актером театра, устроителем праздников и распорядителем фейерверков… И это далеко не полный список его талантов. Свидетельство тому – дошедшие до нас работы мастера, от трогательных женских миниатюрных портретов до первого плана Михайловского замка.

Главный хранитель государственного музея-заповедника «Павловск» Алексей Гузанов рассказал о типологическом аналоге гатчинского Березового домика – утраченном павильоне «Старое шале» в Павловском парке. Интересно, что не кто иной, как Франсуа Виолье создал эскизы мебели для павильона (в ГМЗ «Павловск» есть сохранившиеся экземпляры) и роспись стен и потолков. «Старое шале» было построено в 1780 году по указанию жены цесаревича Павла Петровича Марии Федоровны и внешне представляло собой хижину с соломенной крышей. Внутри же располагались изысканно декорированные столовая и кабинеты. При этом шале стало не просто местом для отдыха и летних чаепитий, а настоящим центром идиллической сельской жизни Марии Федоровны и ее детей: вокруг хижины были устроены цветник и грядки, здесь семья высаживала и поливала растения, собирала урожай. Павильон значительно пострадал в 1920-е годы, а во время войны был окончательно утрачен. В июне 2024 года ГМЗ «Павловск» приступил к работам по воссозданию шале. Как заметил Алексей Гузанов, имеется достаточное количество визуальных материалов и сохранившихся образцов мебели для достоверного восстановления. Историческая функция павильона также будет по-своему возрождена: здесь планируется открыть детскую практическую школу садоводства и огородничества.

Старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, куратор знаменитых эрмитажных выставок «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве» (2018 г.) и «Приключения барона Мюнхгаузена в России» (2024 г.) Наталья Бахарева рассказала участникам симпозиума о причудливом мире обитателей картин-обманок. По ее наблюдению, художники давно поняли, что любую иллюзию, созданную на картине или настенной росписи, легко сделать более убедительной и забавной, добавив в нее каких-либо персонажей. Так появились выглядывающая из нарисованных дверей девочка на вилле Барбаро, нарядная толпа у нарисованных лестничных перил в Кенсингтонском дворце и многие-многие другие люди и животные, которые, по словам Натальи Бахаревой, способны заставить зрителя почувствовать себя Буратино, готовым влезть в бумажный очаг.

И последний спикер, заведующая кафедрой архитектуры Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, кандидат архитектуры Ирина Поцешковская прочитала доклад на тему «Оптические иллюзии в архитектуре и пространственные парадигмы». На обширнейшем историческом материале, от мегалитов и египетских пирамид до инноваций Захи Хадид и Жана Нувеля, исследователь продемонстрировала, как архитекторы без устали играют с законами восприятия пространства и изобретают все новые способы обманывать и удивлять.

Модератором симпозиума выступил директор филиала CORE.XP в Санкт-Петербурге, заместитель председателя оргкомитета премии «Золотой Трезини» Олег Дмитриев.

Организаторы благодарят за гостеприимство и проведение мероприятия на высоком уровне специалистов Государственного музея-заповедника «Гатчина» и лично директора музея Василия Юрьевича Панкратова. Также мы благодарны за деятельную помощь в организации Посольству Швейцарии в РФ и Генеральному консульству Швейцарии в Санкт-Петербурге.

За партнерскую поддержку мероприятия благодарим архитектурную студию DZM Design!

Следующее совместное мероприятие Всемирный клуб петербуржцев и оргкомитет премии «Золотой Трезини» планируют провести в ближайшее время в ГМЗ «Петергоф». Приглашаем партнеров и спонсоров к сотрудничеству! Справки по email: info@goldtrezzini.ru.

Фото: Игорь Бакустин