21/12/2021

Елена Мышко, финалист «Золотого Трезини-2021»: «Чтение – самая полезная зависимость»

На наши вопросы отвечает представитель компании Ascreen Елена Мышко. Ascreen – создатели проекта петербургской библиотеки, в прошлом году вышедшего в финал конкурса «Золотой Трезини».

Проект библиотеки «Салон Толстого» в Санкт-Петербурге в 2021 стал финалистом новой номинации архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» – «Лучший дизайн-проект библиотеки». По заказу СПБ ГБУК ЦБС Василеостровского района проект обновления библиотеки разработала компания Ascreen, специализирующаяся на мультимедиа-интеграции и инжиниринге. Елена Мышко, руководитель отдела «Презентационные и развлекательные пространства» Ascreen, рассказала нам об этой и других работах компании и поделилась мыслями о динамике развития библиотек.

– Согласно описанию вашего проекта, обновленное пространство библиотеки будет представлять собой фантазийную петербургскую квартиру, в которой мог бы располагаться салон молодого Л. Толстого, если бы он жил в Петербурге в середине XIX века. Как появилась эта концепция? Это был единственный вариант или рассматривали несколько идей?

– Перед нами стояла нетривиальная задача: обыграть мотивы личности Толстого, под чьим именем библиотеку знают в городе, вписать краеведческую тематику (в библиотеке собран уникальный фонд литературы по истории Васильевского острова), сохранить элитарную атмосферу салона.

Были разные идеи, от создания ультрасовременного пространства, где можно будет сидеть на широких подоконниках или читать лежа на полу, до полного ухода в консервативную стилистику XIX века.

Мне очень понравилась идея куратора проекта Сабины Миналто сделать из библиотеки фантазийную петербургскую квартиру, где будет фьюжн из антикварных предметов и современных элементов мебели, создающих комфорт. Кроме того, наши интерактивные инсталляции точно добавят современности и заставят посетителей влюбиться в этот объект.

Надо сказать, Библиотека им. Л. Н. Толстого имеет свои сложившееся традиции и свою аудиторию, наш заказчик очень хорошо чувствует и понимает своих посетителей и имеет возможность получать от них обратную связь. Мы очень надеемся, что новый формат библиотеки понравится не только сегодняшним читателям, но и привлечет новую молодую аудиторию.

– В качестве особенностей интерьера указан тот факт, что его основу создают характерные для середины XIX века элементы: оконная фурнитура, форма дверей, паркет, потолочная лепнина и т.д. Ваша компания разрабатывала эти решения самостоятельно, или вы привлекали для консультаций экспертов (историки, искусствоведы, КГИОП и пр.)?

– Особенность компании Ascreen в том, что мы работаем на стыке инженерной и творческой компетенций, у нас в штате около 150 сотрудников – это и историки, и искусствоведы, и дизайнеры, архитекторы, и инженеры и технические специалисты. Концепция обновленной библиотеки Толстого реализована полностью внутренними силами.

– Эта концепция утверждена? Есть ли какая-нибудь информация о сроках ее реализации?

– Концепция полностью удовлетворила нашего заказчика и, насколько я знаю, получила одобрение на уровне администрации района. В планах проектирование, согласование изменений с КГиОП, ремонтно-строительные работы. Открытие запланировано ориентировочно на 2024 год. Очень надеемся, что успешное участие в конкурсе «Золотой Трезини» косвенно поможет дирекции библиотеки своевременно защищать финансирование, и все будет складываться по плану.

– Есть ли в портфолио компании Ascreen примеры реализованных проектов других библиотек? Или подобные «исторические инсталляции» – для музеев, например?

– У нас много реализованных проектов для библиотек, в основном это отдельные инсталляции или экспозиции, которые добавляют эмоций и элементов интерактивного взаимодействия читателям. Например, мы реализовали мультимедийную витрину в арт-резиденции ШКАФ, создали интерактивную карту в «Библиотеке книжных героев» и интерьерный видеомэппинг в Библиотеке Гоголя, а в казахстанской библиотеке Елбасы силами нашей команды появилась мультимедийная экспозиция.

Сейчас в работе разработка виртуальных помощников для одной из библиотек города. По задумке робот в облике веселого персонажа помогает маленьким посетителям с выбором книг, располагает детей к чтению, привлекая их внимание игровыми механиками, рассказывает о предстоящих событиях в библиотеке.

– Ваш проект стал финалистом новой номинации конкурса «Золотой Трезини» «Лучший дизайн-проект библиотеки». Поделитесь вашим мнением об основной идее конкурса – награждать архитектурные и дизайнерские проекты как произведения искусства – и о номинации в частности: дизайнерские проекты современных библиотек стоят отдельной номинации?

– Идея конкурса прекрасна. Это возможность узнать о проектах коллег в России и за рубежом. Очень интересно смотреть работы в разных номинациях, удивляет такой широкий географический разброс. Конкурс «Золотой Трезини» – хороший срез того, что произошло в мире культуры и искусства за последний год.

Создание отдельной номинации для библиотек – отличная идея. Мы были приятно удивлены, что с первого же года в номинации было 23 участника. Думаю, стоит добавить номинацию «Реализованные проекты реконструкции библиотечных пространств», хотелось бы в ней поучаствовать.

– Как вы оцениваете современные российский библиотеки? В каком направлении они должны развиваться? Стоит ли при этом учитывать зарубежный опыт, если да, то какой?

– Российские библиотеки демонстрируют хорошую динамику, появляется много интересных пространств, где комфортно, куда хочется прийти. Я считаю, что чтение – самая полезная зависимость, которую не вредно прививать современным детям. Отрадно, что современная библиотека становится точкой притяжения в микрорайоне. Сейчас там можно не только книгу почитать, но и группой поработать над каким-нибудь творческим проектом, фактически создать себе комфортное рабочее место вне дома, в кругу единомышленников.

Зарубежный опыт точно полезен. Буду не оригинальна, сославшись на пример Центральной библиотеки Хельсинки Oodi. Я считаю, что это очень хороший ориентир. Мне посчастливилось побывать в Хельсинки совсем недавно. Самое большое впечатление от Oodi – это насколько пространство выстроено для людей. Даже сейчас, в период ковидных ограничений, жизнь там кипит, люди приходят почитать, поработать, послушать лекции. Что может быть лучшим показателем успешности проекта, чем посещаемость!

Иллюстрации предоставлены Ascreen.