01/06/2024

150 лет истории архитектурной фотографии

Фотография как явление в момент своего возникновения требовала долгой (до нескольких часов) выдержки. С такими вводными архитектура была одним из немногих стабильных неподвижных объектов, позволявших проводить съемку при столь долгой экспозиции.

Возможно, поэтому первой в мире фотографией, снятой с натуры, считается гелиогравюра «Вид из окна в Ле Гра», созданная французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году на пластинке, покрытой слоем битума.
Однако первым профессиональным архитектурным фотографом и родоначальником профессии принято считать Эдуарда Бальдюса. Первые фотографии Бальдюса датируются 1851 годом. Это серия из пяти снимков, созданных по заданию правительства Франции. Результаты его работы были настолько хорошими, что он получил государственную поддержку для создания цикла фотографий исторических мест Парижа и других городов, став первым каталогизатором архитектуры в мире. Именно он задал основные принципы съемки архитектуры, которые до сих пор являются отправной точкой для начинающих фотографов.
Эстетика того времени была очень проста: фронтальные планы, все вертикальные параллели параллельны. Солнечный свет должен падать на фасады под углом 45 градусов таким образом, чтобы максимально выявлять фактуру и архитектурные детали.
Но вот подошел к концу XIX век, и вместе с ним на смену жидкой эмульсии пришли сухие пластинки. Это значительно упростило процесс съемки, а значит, сделало фотографию доступной более широким массам и открытой творческим экспериментам. Архитектурные фотографы начали использовать различные техники съемки, экспериментировать с перспективой, ракурсом и светом.
Это время подарило нам Альфреда Стиглица – одного из самых значимых фотографов своего времени, сыгравшего ключевую роль в продвижении фотографии как вида искусства. Стиглиц известен тем, что мог ходить в одно и то же место несколько дней или стоять полдня на морозе для того, чтобы поймать нужный свет или элемент.
И раз уже мы заговорили о сроках изготовления одной работы, стоит упомянуть нашего современника Маркуса Брунетти. Это немецкий фотограф, который знаменит тем, что за 9 лет снял 42 фотографии фасадов Европы. И часть этих работ вошла в сокровищницу современного искусства. Например, фотография фасада Личфилдского собора в Стаффордшире. Съемка каждой работы Брунетти длилась несколько месяцев. Нужна облачная погода, чтобы не было разницы в освещении, нужно угадать с ракурсами, потом все это собрать в единую картину. Интересно, что в таком идеальном видении фасады не представали даже перед самими архитекторами – строительство собора занимало не одно поколение, и архитектор мог это нарисовать, но, как правило, умирал к тому времени, как была закончена в лучшем случае половина.
В начале XX века архитектурная фотография стала не только искусством, но и инструментом маркетинга. Фотографы начали активно сотрудничать с архитекторами, девелоперами и строителями, чтобы продвигать проекты на рынке недвижимости.
В числе родоначальников коммерческой архитектурной фотографии – Эдвард Стейхен. Он работал с ведущими архитекторами своего времени и создавал впечатляющие и запоминающиеся снимки зданий. По сути, он одним из первых начал продавать не только классические изображения зданий с правильной перспективой, но и свое видение как творца.
Сегодня архитектурная фотография продолжает развиваться и совершенствоваться. Современные фотографы используют новые технологии и методы съемки. Например, аэросъемка активно внедрилась в нашу жизнь, и ни один коммерческий проект не обходится без этого инструмента.
История архитектурной фотографии насчитывает более полутора веков. За это время она прошла путь от первых черно-белых снимков до современных цифровых изображений, которые поражают своей красотой и детализацией. Архитектурная фотография остается востребованным, актуальным и самостоятельным видом искусства, который продолжает привлекать внимание фотографов и зрителей во всем мире.

Все статьи номера