01/12/2023 Интервью

Музей в движении

О подготовке к открытию основного здания Музея Транспорта Москвы в гараже Мельникова, особенностях реставрационных работ и будущих экспозиций нам рассказала директор музея, член жюри премии «Золотой Трезини-2023» Оксана Бондаренко.

– О предстоящем открытии основного здания Музея Транспорта Москвы в гараже Мельникова на Новорязанской улице, 27, известно уже несколько лет, сейчас оно намечено на конец 2024 года. Стало быть, реставрационные работы на самом объекте должны находиться в завершающей стадии. Как вы оцениваете их успешность?

– Важно отметить, что этот проект уникален с точки зрения мирового опыта создания музеев: обычно сначала строится здание музея – или в нашем случае реставрируется, а затем музейные проектировщики создают экспозицию, вписывая ее уже в готовое пространство. Однако в нашем случае процессы идут параллельно: вводные музейных проектировщиков влияют на архитектурные решения, и при этом все решения должны быть в рамках предмета охраны.
В то же время архитекторы корректируют решения музейных проектировщиков. То есть это постоянная работа в синергии трех больших блоков: памятник-экспозиция-архитектура.
В данный момент мы обустраиваем подземный уровень гаража, его спроектировали специально для размещения экспозиции, посвященной Московскому метрополитену. В ноябре через специально подготовленный монтажный проем в перекрытии первого этажа мы установили здесь семь экспонатов: метровагон «В», метровагон типа «Г», мотовоз АГМу, «Еж3», метровагон типа 81-717, макет метровагона «Москва» 2019 года и «Яуза».
Для реализации подземного пространства под памятником архитектуры была проделана большая и сложная работа. Были усилены фундаменты, после этого с отступом от внутренних границ стен была выполнена стена в грунте. Эти технологии позволили полностью обезопасить фундаменты и стены памятника от подвижек.
После установки всех экспонатов на минус первый уровень будут вестись работы по возвращению исторических шуховских ферм и устройству кровли.

– На ваш взгляд, какие компетенции потребовались архитекторам, инженерам, дизайнерам внутренних пространств для реализации вашего проекта? Ведь это очень особый музей, для специфических экспонатов.

– Да, наш проект особенный с точки зрения необычности экспонатов и сложности организации экспозиции. Поэтому мы доверились признанным на мировом уровне профессионалам. Проектом реставрации гаража Мельникова и приспособлением под современное музейное пространство занимаются архитектурное бюро «Проект Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ». Постоянной экспозицией занимаются архитектурное бюро PLANET 9 и Pitch.
Конечно, с точки зрения реставрации памятника архитектуры невозможно обойтись без консультантов, которые обладают всеми необходимыми знаниями и компетенциями для осуществления подобного проекта. Нас консультируют искусствовед и специалист по древнерусской архитектуре Андрей Баталов и руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов — благодаря им это здание в свое время получило статус объекта культурного наследия и было сохранено.

– Планируется ли освоение пространства вокруг здания музея, создание каких-то открытых рекреационных или даже выставочных площадок под открытым небом?

– Да, конечно. Помимо постоянной экспозиции в музее предусмотрены две зоны для проведения временных выставок, также откроется мультифункциональное пространство для проведения мероприятий и выставок с культурными и образовательными программами на тему истории и культуры транспорта.
Еще на территории музейного комплекса заработает открытая библиотека технической и популярной транспортной литературы. В зеленом парке появится павильон «Автолаборатория» для занятий по автомобилестроению для детей и взрослых.

– Параллельно с реставрацией здания вы ведете восстановление самих экспонатов – исторических трамваев, автобусов, вагонов метро. Расскажите об этой работе. Кто ею, собственно, занимается? Все мы более-менее понимаем, кто такие реставраторы архитектурных сооружений или живописных полотен. А реставраторы транспорта?

– Мы не только занимаемся ремонтно-реставрационными работами уникальных исторических транспортных средств, часть которых, кстати, сохранилась в единственном или ограниченном количестве, но и изготавливаем полноразмерные неходовые макеты транспорта, экземпляры которого не сохранились до наших дней.
В зависимости от сложности работ ими занимаются наши сотрудники или подрядная организация под руководством команды музея. Конечно, мы сотрудничаем с организациями транспортного комплекса столицы: ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен», которые имеют значительный опыт в проведении реставрационных работ.
Основным консультантом управления реставрации, безусловно, является научно-исследовательская служба, но помимо них, филиал контактирует с членами общественного совета музея, куда входят эксперты с колоссальным опытом в разных направлениях истории транспорта.

– Какой вам видится будущая деятельность музея в части обновления экспозиции и проведения временных выставок? Понятно, что пару-тройку новых вагонов для экспонирования так просто не подвезешь. Акцент будет на мультимедийных проектах?

– Наша концепция музея в движении в том числе отражена в постоянной экспозиции, которая в нашем случае точно не будет и не останется визуально статичной. Во-первых, Музей Транспорта Москвы станет первым в мире репертуарным музеем-театром: пространство постоянной экспозиции на первом этаже будет служить пространством для театрально-перформативно-музыкального жанра. И, как в театре, два раза в год, то есть раз в сезон, в нашем пространстве будет происходить представление, специально созданное креаторами с учетом специфики нашей тематики и места. Видимо, нам никак не дает покоя знаменитая гудковая симфония начала прошлого века. Благодаря репертуару, этому действу, в котором транспорт — главный герой и участник, будет создаваться постоянное ощущение движения и изменений в музее.
Во-вторых, мы сделали очень неожиданный ход, работая над проектом нашей постоянной экспозиции. Предложенную концепцию можно встретить в музеях действительно редко: когда в самой экспозиции появляются места и пространства для временных выставок. Иногда очень неожиданно и разной площади: от пространства под экспонирование одной машины до полноценного специального временного выставочного проекта с объектами и артефактами, который всегда будет более подробно раскрывать отдельную тему, озвученную в постоянной экспозиции. Все эти нюансы в стратегии выставочной деятельности нашего музея создают постоянное ощущение подвижности экспозиции. И да, наши пространства для временных выставок на подземном уровне, на первом этаже или мультиформатном пространстве будут абсолютно доступны для экспонирования машин, и не только легковых, из иных коллекций или из наших фондов.