Хозяева светлой квартиры в ЖК «Стокгольм» на набережной Большой Невки приобрели ее на том этапе, когда комплексное продумывание дизайна казалось почти невозможным: строительные работы были на стадии завершения, а до переезда оставались считанные недели. Перед дизайнерами была поставлена сложная творческая задача – в кратчайшие сроки разработать базу интерьера, спланировать размещение функциональных зон с мебелью и создать единую концептуальную рамку.
Этот случай уникален тем, что процесс ремонта шел параллельно с правками и изменениями в постоянном диалоге заказчиков и дизайнеров. Возможно, именно поэтому в финальном варианте запечатлена живая текучесть форм, которая раскрывается в пристальном всматривании в тонкую стилистическую игру элементов разных визуальных языков. Дизайн этой квартиры можно читать, словно повесть об интерьере XX–XXI веков, снова и снова открывая смыслы в гармонии мотивов.
Строгий ритм классики
Особенность специалистов студии – умение выстраивать единый ритм пространства, гармонизируя планировку квартиры и ее наполнение. Здесь в основу дизайна лег принцип минимализма с использованием классических форм. Выдержанная строгая геометрия создает единство дизайна: параллелизм вертикальных молдингов в столовой, спальне и рабочих зонах подчеркивает четкий и мерный ритм, создавая ощущение незыблемости домашнего очага. Такая организация визуального ритма позволяет дизайнерам удачно встроить мебель в общую панораму квартиры: высокие шкафы вторят гармонии параллелизма, оставляя основное пространство комнат открытым и распахнутым к окнам с панорамным остеклением.
Пустые однотонные поверхности оштукатуренных стен чередуются с интерьерными группами – функциональными точками разного назначения. Кабинетные зоны встраиваются в общий ритм, в то же время сохраняя исключительность своего микропространства. Мягкий диван цвета темного изумруда служит центром композиции входной группы, а пуф того же тона – визуальным мотивом, развивающим тему домашнего уюта в рамках ритмической строгости классического дробления пространства. Потолочные ниши продолжают эту стратегию, подчеркивая основной ритм и в то же время образуя уютные, домашние «очаги» света. В этом контексте особенно значимой деталью выступают гардеробные зеркала в прихожей: поддерживая базовую ритмику дизайна, они вместе с тем становятся дополнительными источниками инсоляции, расширяя пространство комнаты и дублируя в отражении теплые мотивы домашней атмосферы.
Развитие мотивов
Строгая ритмическая основа служит визуальной рамкой для стилистических вариаций. Сдвиг в сторону неоклассики читается в отказе от классической тяжеловесной лепнины и массивных элементов декора, которые заменены простой геометрией четких линий. Мотивы модернизированных классических форм представлены в расширении возможностей естественной инсоляции: двойная дверь из холла, ведущая в гостиную, распахнута к просторному балкону. Рама двери в этом контексте становится как бы порталом к солнцу. Такое решение расширяет пространство квартиры и одновременно выстраивает природную линию света, который пронизывает сразу несколько объемов. Органический мотив продолжают живые растения, включенные дизайнерами в оформление рабочих зон, кухни-столовой и балкона. Мягкие природные линии выражены также в деталях интерьера – например, в паре изящных подсвечников на столике в холле.
Элементы неоклассики заметнее играют в столовой, которая оформлена в спокойных, матовых оттенках нюда. Филенчатые фасады гарнитура рифмуются с трей-потолком, ниша которого отсылает к классическому кессону. Паркетная доска объединяет классические и неоклассические мотивы, создавая целостность строгого ритмического фона – базовую мелодию дизайна квартиры.
Игра деталей
Через фокусные точки интерьера в игру вступает модернизм mid-сentury – элементы стиля середины прошлого века, несущие атмосферу неприкосновенности домашнего очага и тихого комфорта. Мягкая мебель с деревянными подлокотниками и глубокие чашеобразные кресла выстраивают лейтмотив органических форм на основном фоне строгой ритмичной классики. В гостиной и кабинете стилистически перекликаются функциональные столы-бюро. На кухне классическую облицовку гарнитура обрамляют стеклянные элементы фасада – дань смелой стилистике 1950-х годов. Свобода форм и приспособление их к требованиям обитателей жилища проявляется и в ванной комнате – в лаконичной группе овальной раковины на деревянной тумбе, в мягких линиях скругленных зеркал. Функционализм зрелого модернизма – минимум места и максимум пользы – подчеркивает каркасная мебель в рабочей зоне.
Мотивы зрелого модернизма в интерьере квартиры перекликаются с планировками и общим экстерьером жилого комплекса. Характерные для этого стиля панорамные окна, рамочная архитектура фасадов и плавный переход гостиной к балкону гармонично встраивают пространство квартиры в стилистическое поле всего дома, стирая границу между внутренним и внешним дизайном. Скандинавская простота и дружелюбность интерьера к жителям, заявленная в самом названии комплекса, выражается и в оформлении квартиры. Северный стиль, нашедший новое выражение в mid-сentury, объединяет строгие графичные оттенки, органику мебели и мягкие линии текстиля, создавая целостную и в то же время вариативную гамму форм и тонов.
Восточные ноты
Интернациональная идея зрелого модернизма, его открытость к любым заимствованиям позволила дизайнерам гармонично включить в интерьер японские мотивы. Авторы проекта остановились на восточном подстиле джапанди, для которого характерно сочетание функциональных компонентов с элементами хюгге. В этой квартире уютный напольный ковер, небрежно брошенный на диван плед и ниспадающие шторы матовых оттенков объединяют север и восток в едином движении к простоте и практичности. Для развития этих мотивов дизайнеры использовали фоновую базу стен: высокие классические молдинги перекликаются с плоскостной живописью с растительными мотивами, которые играют в пространстве однотонных пустот.
Джапанди нашел выражение и в зонировании пространства квартиры. Выделение музыкального уголка с фортепиано в гостиной с помощью каркасной витрины напоминает классический ход японского дизайна – зонирование ширмами. В этом случае легкий стеллаж с элементами геометрических форм, словно воздушная тонкая перегородка, отделяет интимный мир творчества от светской части комнаты.
Полилог стилей
Гармонизирующее начало классики, модернизма и японских мотивов в этой квартире кроется в колористике. Дизайнеры заимствовали из каждого стиля самые характерные цвета, удачно объединив их в одной гамме. Прохладные оттенки холла и гостиной – пастельный бирюзовый и зеленый опал – отсылают к скандинавским элементам, свойственным mid-сentury и наиболее ярко выраженным в типичном северном хюгге. Нюдовый и оливково-коричневый цвета столовой продолжают классическую линию, сформулированную строгой геометрией базовых пространственных форм. Приглушенные серо-голубые тона спальни варьируют основную гамму джапанди, а теплые оттенки зеленого и персикового в детской объединяют всю палитру квартиры в ее смягченном варианте.
Колористика подводит черту в стилистическом полилоге квартиры. Цветовые палитры комнат передают семантику стилей, в постепенном переходе от одной гаммы к другой образуя плавную динамику, живое движение интерьера. Замкнутая в рамку строгой ритмики, эта текучесть обеспечивает каждой зоне свою атмосферу, играя разными тонами и мотивами в единой мелодии дизайна, вторящей общему стилю ЖК «Стокгольм».
» Об авторах проекта: В основе работы студии «Карандаш» лежит интеграционный подход – комплексное проектирование дизайна, в котором объединяются все специализации. Залог целостности интерьера – объединение специалистов разного профиля, учет всех факторов и вариаций, необходимых для принятия итоговых решений, а также разработка сценариев проживания. Студия выполняет работу полного цикла – от создания модели интерьера до его воплощения, включая подготовку технической документации. |
Фото: Александра Курлыгина