Тема встречи – «Внешний облик и внутреннее убранство современного храма: архитекторы и художники между каноном и вдохновением». В числе организаторов мероприятия – ГМЗ «Царское Село», Всемирный клуб петербуржцев и Международная премия «Золотой Трезини».
Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце была выбрана для проведения встречи не случайно. В 2020 году первый этап консервации и реставрации интерьера церкви был удостоен премии «Золотой Трезини». По словам ведущего вечера, председателя оргкомитета премии Павла Чернякова, тот факт, что разговор о храмовом зодчестве и религиозном искусстве проходит в стенах проекта-лауреата, придает дискуссии особое, символическое значение.
Перед началом встречи главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария Рядова провела экскурсию по церкви и рассказала об уникальном пути возрождения ее интерьеров и кропотливом труде реставраторов, позолотчиков, лепщиков, резчиков, живописцев.
Собравшимся было продемонстрировано видеообращение Михаила Борисовича Пиотровского, принять участие в мероприятии которому помешали только неотложные эрмитажные дела. Директор Эрмитажа и президент Всемирного клуба петербуржцев выразил радость в связи с тем, что клуб выступил соорганизатором мероприятия в пространстве отреставрированной церкви Воскресения Христова. Состоявшиеся работы по возрождению церкви Михаил Пиотровский оценивает как блестящий пример одновременного соблюдения принципов ленинградской школы реставрации и Венецианской хартии.
Гостей вечера поприветствовали директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова и председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Наталия Сидоркевич. А затем состоялись выступления трех спикеров: архитектора, иконописца и искусствоведа.
Руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина», вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, академик архитектуры (РАХ, РААСН, МААМ), заслуженный архитектор РФ Михаил Мамошин рассказал о своем собственном многолетнем опыте проектирования и строительства храмов. Архитектор, начавший работать с образами храмовой архитектуры еще в позднесоветские годы, сегодня имеет в своем портфолио целый ряд культовых сооружений, возведенных в разных регионах России. В проектах Мамошина канонические формы православной церкви встречаются с различными архитектурными стилями. В частности, признание профессионалов получил храм в Колпино, в котором использованы черты лаконичной скандинавской архитектуры.
Художник-иконописец, кандидат искусствоведения, руководитель иконописной мастерской им. прп. Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко приоткрыл слушателям двери в мир современного иконописного дела. Обывательские представления об иконописи насыщены мифами, согласно которым, например, новые иконы пишутся чуть ли не при помощи копирки, накладываемой поверх старых. Дмитрий Мироненко прибег к историям из своей практики и наглядным поэтапным фотографиям работ, чтобы разрушить стереотипы.
Наконец, руководитель Центра искусствознания и доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств факультета свободных искусств и наук СПбГУ (Смольный институт), ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств Иван Чечот остановился на теме неканонического церковного искусства и общественной реакции на него. В своем выступлении он рассказал об имевшем место совсем недавно остросюжетном кейсе. Современный петербургский художник Дмитрий Марголин получил предложение расписать деревенскую церковь в Псковской области, выполнил работу, но она ввиду непривычности своей стилистики не получила одобрения и была почти приговорена к ликвидации. После общественных дискуссий работу все же решили сохранить, при этом сам уровень накала обсуждений, как признал Иван Чечот, был небывалым для разговоров об искусстве.
По отзывам участников и гостей вечера, первое заседание «Посольства Архитектуры» в «Царском Селе» получилось не только интересным, но и по-настоящему живым и эмоциональным. Как уточнил Павел Черняков, есть все основания полагать, что встречи Всемирного клуба петербуржцев и друзей «Золотого Трезини» в стенах прошедших реставрацию знаковых объектов ГМЗ «Царское Село» будут продолжены.
Организаторы мероприятия благодарят Национальный центр поддержки исторического и культурного наследия за помощь в организации и проведении вечера.
«Посольство Архитектуры» – постоянно действующий под эгидой премии «Золотой Трезини» дискуссионный клуб, который проводит мероприятия, посвященные архитектуре, реставрации, урбанистике, дизайну и вопросам развития городской среды и общественных пространств.
Фото: Виталий Коликов