01/03/2022 Конкурс «Золотой Трезини»

Не забытое старое

Реставрационная номинация архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», на первый взгляд, строгая и традиционалистская. Но лучшие из проектов-номинантов удивляют не только профессионализмом исполнения, а еще и смелостью самого замысла.

Среди лауреатов «Золотого Трезини-2021» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции» – замечательные объекты в разных частях света, от храма XVI века в Польше до исторической фабрики в Турции.

Классика жанра

Работы с классическими интерьерами дворцов и музеев – лицо искусства реставрации. Участие таких проектов делает честь любому профессиональному конкурсу. Почетный диплом Honourable Mention «Золотого Трезини» в 2021 году получил ГМЗ «Царское Село» за воссоздание интерьера Лионского зала Екатерининского дворца. Зал, некогда споривший с Янтарной комнатой за право называться самым прекрасным во дворце, открылся для посетителей в мае 2021 года. Этот интерьер был отделан по проекту Чарльза Камерона в 1783 году по заказу императрицы Екатерины II. Стены зала были затянуты шелковыми шпалерами, созданными на Лионской мануфактуре, отсюда и название интерьера. В период Великой Отечественной войны декоративная отделка Лионского зала была полностью уничтожена. Сохранились лишь паркетные щиты, обнаруженные в 1947 году в Берлине и возвращенные в Царское Село. Проект реставрации предусматривал воссоздание шелка на стенах, восстановление лазуритовых панелей, дверных порталов, зеркальных рам с консольными столами, печей-каминов, живописного плафона, реставрацию подлинного паркета, инкрустированного перламутром, и мебельного гарнитура из лазурита. С 2018 по 2021 год команда профессионалов разных специальностей (более 100 человек) выполнила огромный объем технически сложных и уникальных работ.
Работы по восстановлению не дворцового, но тоже исторического интерьера провели мастера «Архитектурного бюро Марианны Петренко», обладатели еще одного диплома Honourable Mention. В рамках проекта были осуществлены приспособление, редевелопмент и реставрация усадьбы Гагариных-Кувшинникова-Поповой в Москве. Прежде чем приступить к проектированию, бюро изучило исторические архивы и справки. Владение постепенно сложилось в конце XVIII века. В советское время усадьба была национализирована. Фасады здания сохранили композицию, восходящую к эпохе классицизма, но то, что было внутри, оказалось практически безвозвратно утрачено. Особняк до начала работ находился в плачевном состоянии, и мастера скрупулезно восстанавливали исторические дубовые полы, двери, реставрировали гипсовую лепнину. Сохранили и воссоздали историческую архитектуру помещений и придали ей современную функцию офиса. Ярким и нестандартным решением было не реставрировать анфиладу: стены здесь просто расчищены до изначального покрытия и законсервированы под музейным стеклом.
Еще один масштабный проект, удостоенный диплома Honourable Mention, – реставрация и приспособление под гостиницу категории «5 звезд» Банкирского дома М. И. Вавельберга в Петербурге. Работы, выполненные согласно проекту компании «АСМ Групп», продолжались более 5 лет. Историческое банковское здание в начале Невского проспекта в советское время использовалось под административно-офисные цели и полностью потеряло свою планировочную структуру и отделку многих интерьеров. Проектом были предусмотрены демонтаж поздних конструкций и реставрация всех фасадов и сохранившихся интерьеров здания. В объеме первого этажа размещены зоны ресепшн, ресторан высокой кухни, ресторан в атриуме дворового пространства и Большой (бывший Операционный банковский) зал, приспособленный под концертно-выставочное пространство с самым современным оборудованием. Объемы вышележащих этажей предназначены под номерной фонд различного уровня из 77 номеров. Здание оборудовано современными инженерными системами и лифтами, все исторические фасады и интерьеры отреставрированы.
Компания «ПСБ “ЖилСтрой”» получила диплом Honourable Mention за работы по приспособлению для современного использования здания Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского в Петербурге. Библиотека располагается в бывшем здании подворья Троице-Сергиевой лавры. В 2018 году здание было закрыто на масштабную реконструкцию и реставрацию, которая завершилась в августе 2021-го. Проект создан архитектурным бюро «Студия 44». Реконструкция библиотеки охватила все уровни здания, начиная с цокольного этажа и заканчивая кровлей. В ходе работ был укреплен фундамент, заменены несущие конструкции кровли, отремонтирована старинная кирпичная кладка, полностью заменены инженерные коммуникации здания. В результате перепланировки появились новые помещения, удобные лестничные марши, лифт и подъемник для маломобильных посетителей, система «Телелифт». Отреставрированы лицевой и дворовые фасады, интерьеры здания библиотеки. Воссозданы двери, окна, фурнитура. Отреставрированы ворота, украшающие фасад здания, метлахская плитка, центральная лестница и ее чугунное ограждение.

От санатория до фабрики

Внимание авторов проектов реставрации и восстановления, разумеется, не фокусируется только на дворцах и великолепных столичных особняках. Диплом Honourable Mention на «Золотом Трезини-2021» был вручен проекту «Русские сезоны». Это реконструкция двух корпусов и воссоздание из руин утраченного Лесного корпуса санатория «Сестрорецкий курорт» под Петербургом. Проект был разработан бюро «Проектная культура» и реализован группой RBI. Лесной корпус – одно из первых зданий на территории курорта. Он был построен в 1900 году по проекту архитектора Зигфрида Леви, работал как санаторный корпус до 1980-х годов. За этим последовали годы запустения, деревянные конструкции сгорели и были разобраны. К моменту старта проекта «Русские сезоны» в 2017 году от корпуса остались одни руины. За следующие 3 года корпус был воссоздан в историческом облике с сохранением фасадных решений, известных по историческим фото и чертежам, но с применением современных материалов в соответствии с актуальными строительными нормативами. Например, деревянных конструкций здесь нет, но есть точное визуальное воссоздание с помощью рустов по штукатурному фасаду. При проведении работ удалось также решить сложную задачу максимального сохранения природного ландшафта. Проект органично вписан в ландшафт с сохранением традиций и духа места.
В турецком Измире реализован проект по ревитализации здания заброшенного мыльного завода – еще один лауреат диплома Honourable Mention. Проектная задача бюро ONZ Architects предусматривала трансформацию заброшенного завода по производству мыла в исследовательскую лабораторию и музей под открытым небом для Vitus Commodities – энергетической компании, которая использует технологии искусственного интеллекта на мировых энергетических рынках. Завод начал строиться в 1950-е годы и функционировал много лет, после чего был заброшен и начал разрушаться. Сейчас двухэтажное каменное здание площадью 1200 кв. м готовится вернуться к жизни в новой производственной среде.
Возможно, самый атмосферный объект из обладателей дипломов Honourable Mention 2021 года – восстановленный винный погреб и колодец в Арджано, Италия. Простые ограждения из кортеновской стали в совокупности со светильниками и исторической кладкой обеспечивают прочную связь времен. В рамках проекта, осуществленного архитектором Филиппо Гастоном Шегги, был отреставрирован и расширен заброшенный колодец эпохи Возрождения, который в результате стал большой винтовой лестницей. В винном погребе на глубине 10 метров хранятся бутылки со знаменитым вином «Брунелло ди Мон­тальчино», гордостью местных виноделов. Чтобы вернуть погребу его первоначальные функции, были проведены работы по реставрации. На полах была заново уложена старинная плитка котто, а стены оформили авторскими подставками для бутылок и светильниками.
Задумав проект под условным названием «Трубы» (получил диплом Honourable Mention), мексиканские архитекторы Энрике Леаль, Марио Дельгадо и Уго Скьяффино взялись за амбициозную задачу переосмысления постройки недавних десятилетий. Они объединили два здания – заброшенный объект 1970-х годов и современный дом – с помощью бассейна. В объединенном пространстве разместились жилье для одной семьи, а также художественный музей с просторными залами и высокими потолками, рассчитанный на более чем 300 посетителей. В очертаниях дома угадываются контуры местной природной достопримечательности – горы, которая видна в отдалении. Авторы предусмотрели отделку в светлых тонах – благодаря этому в доме всегда светло, так как солнечные лучи отражаются от стен, полов и потолков.
Еще один яркий проект, заслуживший диплом Honourable Mention, тоже реализован в Мексике. Архитектор Даниэла Бусио Систос реконструировала помещения дома середины XX века под ресторан Santomate. Проект объединяет в себе три объема, два из которых были изначально соединены внутренним зеленым двориком-патио, выполненным в колониальном стиле. Дом переоборудован под ресторан. В основе концепции лежит пространственная и визуальная взаимосвязь между всеми тремя объемами за счет использования патио как центрального элемента композиции. Интерьеры и фасады ресторана практически монохромны и не отличаются разнообразием материалов и текстур, что позволяет полностью сместить акцент на внутренний дворик. В цветовой гамме проекта фигурируют оттенки традиционной местной керамики: зеленый, синий и желтый.
Особая миссия для мастера – реставрация или восстановление исторических культовых сооружений. За реконструкцию росписи XVI века Благовещенского собора православного мужского монастыря в Супрасле, Польша, диплом Honourable Mention получила белорусская иконописная мастерская Ikonique. Благовещенский собор является памятником оборонно-культовой архитектуры Великого княжества Литовского. Комплекс, посвященный празднику Благо­вещения Пресвятой Богородицы, основан новогрудским воеводой и маршалком Великого княжества Литовского Александром Ходкевичем в конце XV века. Исследования подтвердили, что собор был расписан сербскими иконописцами между 1503 и 1511 годами. В 1944 году Благовещенский собор был полностью разрушен, а в 1984-м восстановлен в первоначальном виде. Реконструкция росписей выполнена в 2019–2021 годах иконописной мастерской Ikonique по технологии сырой фрески в стиле сербской церковной живописи XVI века.

Финалисты-2021

Грандиозный проект реставрации культового сооружения по итогам голосования жюри «Золотого Трезини-2021» попал в список финалистов. Речь идет о проекте реставрации и преобразования монастыря Сан-Мигель-де-Рефохос-де-Башту в Португалии. Авторы проекта – бюро Paulo Freitas e Maria João Marques Arquitectos. Сан-Мигель-де-Рефохос-де-Башту (монастырь Архангела Михаила) начали строить в 1755 году на месте уже существовавшей церкви. Сегодня часть его помещений используется администрацией Кабесейраш-ди-Башту. Основной задачей проекта стало сохранение комплекса, имеющего большую архитектурную и историческую ценность, с его «осовремениванием». Административные помещения были размещены в западном крыле на первом этаже, а восстановительные работы затронули восточное крыло и конструкции кровли. В частности, полностью была заменена система деревянных элементов, восстановлены и покрашены внешние фасады, а также произведена замена исторических оконных рам и дверей.
Второй проект-финалист совсем не похож на первый и возвращает нас в Россию – это реставрация московского кинотеатра «Художественный». В ее осуществлении участвовали компания «Фаросъ» (проект реставрации и приспособления), бюро Lazaro Rosa-Violan (интерьеры) и Strelka CA (сопровождение проектирования и реализации). Открывшийся в 1909 году «Художественный» – старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения. Здание кинотеатра было спроектировано архитектором Николаем Благовещенским и позднее перестроено Федором Шехтелем. В стенах кинотеатра бывали Лев Толстой, Сергей Есенин и другие легендарные деятели культуры и искусства. Здесь в 1926 году прошла премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», а в 1930-е показали первые советские звуковые и цветные фильмы. В 2014 году кинотеатр закрылся на реставрацию. В 2020 году завершились масштабные работы: ориентируясь на оригинальные чертежи Федора Шехтеля, реставраторы восстановили исторический облик здания. «Художественный» представляет новый для Москвы формат исторического кинотеатра с кураторским подходом к программе и одновременно общественного пространства. Это кинотеатр премьерного показа, а также регулярного проката лучших новинок и классики кинематографа.

Победитель на Исаакиевской площади

Лучшая работа в своей номинации, по мнению жюри «Золотого Трезини» прошлого года, – реставрация памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. По заказу СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» проект был разработан ООО «Реставратор» и реализован ООО «РМ “Наследие”». Памятник императору Николаю I был создан по заказу Александра II в память об отце. Реставрация велась за счет бюджета Санкт-Петербурга с 2018 года. Почти 2 года понадобилось на исследование памятника и разработку проекта. Участниками работ был открыт секрет уникальной устойчивости конной статуи на двух опорах: четыре тяжа уходят вглубь пьедестала. Мастерам предстояло справиться с увлажнением конструкций пьедестала из-за трещин в плинте и в местах расхождения каменных блоков облицовки, разрушением белого каррарского мрамора, «дикой» патиной. Реставрация конной статуи и аллегорических фигур проводилась без демонтажа. В мастерских были отреставрированы барельефы, рассказывающие о ключевых событиях правления императора, арматура, позолоченные литеры «НИКОЛАЮ I ИМПЕРАТОРУ ВСЕРОССIЙСКОМУ. 1859», вензеля. Воссозданы бронзовые фигуры барельефов, включая генерал-губернатора Эссена в сцене усмирения холерного бунта на Сенной площади, ружья солдат и др. Реставрация проводилась по программе и под контролем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.