– Геннадий Филиппович, современному российскому рынку недвижимости и строительства около 30 лет. К чему он, на ваш взгляд, пришел за этот период, каковы главные изменения?
– Группа «Эталон», можно сказать, ровесник современного российского рынка недвижимости: в следующем году мы отмечаем 35-летний юбилей, и мы наблюдали всю историю трансформации рынка на протяжении этого периода. За последние годы, в том числе благодаря активной работе девелоперских и строительных компаний, во многом была удовлетворена первичная потребность горожан в квадратных метрах. На сегодняшний день уже мало просто построить новый жилой дом. И мы, и наши покупатели приходим к пониманию, что сегодня жилье – это комплексная услуга. Жилой комплекс должен удовлетворять максимум ежедневных потребностей горожан, быть комфортным, вызывать эмоциональный отклик, каждый день радовать своего пользователя – покупателя квартиры. Утверждение в сознании покупателей концепции города как сервиса – основной итог последних десятилетий работы в нашей отрасли.
– В каких конкретных решениях воплощается эта концепция?
– Сегодня мы часто слышим, что запросы покупателей жилья постоянно растут. На самом деле речь идет о повышении требований даже не к самому жилью, а к образу жизни, который это жилье обеспечивает.
Действуя в рамках концепции города как сервиса, Группа «Эталон» внедряет в проекты характеристики, которые способны менять поведение человека. Например, мы, как застройщик, можем комплексно влиять на здоровье жителей (предусмотреть пешеходные маршруты, возможности для занятий спортом на свежем воздухе), создать сервисную инфраструктуру, общественные пространства, способствовать развитию сообществ (взаимодействию, общению людей, поиску совместных интересов), высвобождать время жителей (обеспечить возможность добраться на велосипеде до коворкинга, а не тратить 40 минут в один конец на поездку в офис), помочь экономить ресурсы и деньги за счет энергоэффективных технологий в доме.
– Звучит многообещающе, но как сочетается такой подход с экономической эффективностью проектов? Застройщик вообще может сегодня себе это позволить?
– Риски окружают девелопера повсюду. С одной стороны, повышается порог входа в бизнес: растет стоимость земельных участков, внедряются новые правила финансирования жилищного строительства, кратно увеличилась плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка. С другой стороны, необходимо постоянно совершенствовать продукт, его визуальные и эмоциональные характеристики, чтобы оставаться конкурентным, чтобы лояльность клиентов приносила бизнес-результат.
Очевидно, что простая жесткая экономия губительна. Группа «Эталон» делает ставку на повышение производительности и эффективности бизнеса. Чтобы удовлетворить возросшие потребности покупателя и соблюсти интересы бизнеса, мы разработали дорожную карту работы над продуктом, где сосуществуют стандартизация и дифференциация.
– Что это означает? Поясните на примерах, пожалуйста.
– Наша дорожная карта подразумевает, что ключевыми подходами в работе над продуктом будут его стандартизация и дифференциация. То есть мы предлагаем рынку большое количество комбинаций, чтобы создать подходящие варианты для покупателей с различным бюджетом и для различных жизненных сценариев.
Реализация такого подхода возможна благодаря цифровой технологической платформе, которая объединяет все стадии жизненного цикла проекта – от анализа рынка до строительства и проживания. Объединяя массив данных, можно определять оптимальные сроки и бюджеты проектов. И, конечно, постоянно совершенствовать продукт на основе обратной связи от жителей.
В рамках совершенствования и развития технологий строительства мы работаем над увеличением доли готовых элементов, которые производятся вне стройплощадки, то есть наращиваем степень префабрикации, работаем над внедрением новых технологий строительства, в частности, развиваем технологию модульного домостроения.
– В какой степени описанный вами подход уже реализуется и какие результаты дает?
– Конечно, мы много работаем над технологической стороной, над стандартизацией процессов и оптимизацией бюджетов. Но в то же время в наши проекты мы включаем идеи развития городов, рассматриваем их в общегородском масштабе. Например, в рамках крупнейшего московского проекта Shagal есть идея развития затона Новинки и создания там зоны водного отдыха и развлечений. Но главная идея этого проекта – в реализации концепции «15-минутного города», когда вся необходимая для жизни, работы и отдыха инфраструктура располагается в шаговой доступности.
И пусть мы не можем решить все градостроительные задачи Санкт-Петербурга или Москвы в целом, локальные шаги в пределах жилых кварталов компании вполне действенны. Мы стараемся повышать функциональность районов новой застройки за счет общественных, рабочих и коммерческих пространств, и это приносит плоды в виде лояльности клиентов, повторных или сделанных по рекомендации покупок. Мы уверены, что именно идея будет определяющим ресурсом развития территорий и жилья в будущем.