Для конкурса «Золотой Трезини» номинация «Лучший архитектурный проект музея» – первая по порядку и, несомненно, одна из главных по значению. В 2021 году на участие в номинации поданы проекты из 12 стран, а мы расскажем только о некоторых из них.
Храмы искусств
Проект художественного музея Сары Хильден в финском Тампере разработан архитектурной группой PROTO-TIPO. По мнению авторов проекта, музей может претендовать на статус нового городского культурного центра. Здание музея возвышается над окружающим пространством, создавая общественную зону, объединенную с местным парком. Естественный свет, проникающий в залы музея через поликарбонатные окна, выгодно освещает экспонаты, а по ночам музей сам освещает окрестности и становится главным участником культурной жизни города.
Турецкая студия KAAT предложила амбициозную концепцию музея, посвященного Синану – одному из самых знаменитых архитекторов Османской империи. Музей планируется разместить близ города Кайсери, в месте с уникальными геологическими, культурными, историческими и этническими характеристиками, откуда открывается вид на стратовулкан Эрджияс. Авторы планируют вырезать кусок почвы, сохранивший всю историю этого места, скорректировать его форму и установить на опоры в качестве эксплуатируемой кровли с последующим ее озеленением.
Этнография и память
Португальские архитекторы из Subvert Studio создали проект нового здания для парка-музея «Португалия в миниатюре». Парк стоит на левом берегу реки Мондего в районе Коимбры, и, несмотря на свою удаленность от центра города, окружен множеством монастырей и соборов, имеющих историческую ценность. Концепция нового здания для приема посетителей парка основана на традициях португальской культуры. Парк приглашает гостей вернуться к истокам, вспомнить богатую историю морских путешествий и освоения новых земель, поэтому новое здание предлагает свежую интерпретацию темы путешествия и позволяет каждому почувствовать себя первооткрывателем.
Проект малазийской студии ALOT разработан для города Омули в Латвии и предполагает поэтапное создание здесь Музея лошади с арт-резиденциями и жилыми пространствами на территории бывшей школы в Северовидземском биологическом заповеднике. O-muli-seum – так авторы назвали свою работу, обыгрывая имя города. Недостатки участка превращены в его преимущества: музей со свободной планировкой как будто игнорирует все три существующие в архитектуре ограничения – время, пространство и форму. Здесь царит ощущение свободы, а маскулинность эстетики здания музея контрастирует с женственной красотой окружающих пейзажей.
Один из российский участников музейной номинации – проектная мастерская «Рост» с проектом музея воздушно-десантных войск в Воронеже. Музей предполагается разместить в городском парке Победы. Здание имеет незамкнутую кольцеобразную форму в плане, с центральной композицией в виде существующего памятника воздушно-десантным войскам. Важный элемент архитектуры – эксплуатируемая кровля. Решения фасадов монументальны, их композиция основывается на сочетании обширного витражного остекления, визуально объединяющего экспозиционное пространство с пространством мемориального сквера, и глухих участков стен, облицованных гранитными плитами.
Зеленые идеи
Китайское архитектурное бюро LLLab разработало проект музейного комплекса на холме Антуо в Шэньчжэне. В 1997 году около половины холма срыли при добыче камня, предназначавшегося для перестройки города. Сегодня здесь предлагается разместить музейный комплекс, чтобы восстановить экологический баланс и объединить под одной крышей более десяти национальных и местных организаций. Такой центр имеет все шансы стать новой культурной достопримечательностью не только Шэньчжэня, но и всего региона. Проектируемый комплекс похож на небольшой город. Художники смогут работать здесь и обмениваться опытом, а горожане – любоваться создаваемыми работами в тесной связи с природой и историей. Функциональная и гибкая конструкция центра позволит удовлетворить не только актуальные, но и будущие потребности посетителей.
В Индии предложен проект музея горного дела на территории заброшенного золотого рудника. Его автор – начинающая архитектор Шалини Ваджубай Полра. Рудник в районе Бангалора использовался по назначению на протяжении 120 лет, однако последние 20 лет был заброшен. Тем не менее, этот экологически истощенный, изрытый участок все еще по-своему прекрасен, и автор разработала проект, который вдохнет в него новую жизнь. Основная задача проекта – открыть территорию бывшего рудника для туристов, экологов, представителей творческих профессий, чтобы наглядно рассказать миру об экологических катастрофах. Кроме того, проект предусматривает восстановление участка с помощью технологий регенерации земляного покрытия и местной экосистемы. Более того, автор рассчитывает привлечь сюда перелетных птиц.
В основном существующие объекты инфраструктуры планируется сохранить. Так, например, по туннелям предлагается проложить пешеходные маршруты и разместить в них музей и вспомогательные помещения. Проектируемая галерея объединит в себе обзорную площадку и музейные помещения.
Еще один проект с сильной экологической составляющей разработан для столицы Словении Любляны. Научному музею, спроектированному специалистами архитектурного бюро ELA, уготована роль новой архитектурной доминанты района Трново. Он кардинально меняет ткань преимущественно функциональной городской застройки, объединяя в своем облике выверенную геометрию и масштабность объемов. Авторы сразу отмели стандартную идею музея как безликого фондохранилища. Само здание призвано стать наглядным воплощением научных идей и концепции устойчивого развития. Образовательная концепция предполагает знакомство посетителей с инженерными и механическими системами здания, реализованными технологиями энергосбережения и повторного использования воды, а также теплосбережения – за счет использования зеленой кровли.