Это первое в России сооружение из камня, специально построенное для цирка. В оконных проемах – изображения муз: Мельпомены – в центре, Эвтерпы – в левом и правом окнах фасада и Эрато – в боковых окнах ризалита. Купол изнутри обтянули холстом: цирковой мир, владелец цирка Чинизелли, сидящий верхом, дочь его, наездница.
Освещался цирк шикарно – газовыми (а потом и электрическими) хрустальными люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала в зрительном зале и фойе. Билетеры и униформисты в ливрейных фраках и накрахмаленных пластронах. Программки на шелке, на русском и французском языках. Царская ложа, в которую вела специальная дверь. Светская публика абонировала ложи и места в партере. Для широкой публики – второй ярус и стоячая галерка, отдельный боковой вход и барьеры: вниз не спустишься. Цирк вмещал 5000 человек, сидячих мест – всего 1200.
Конюшня – отдельный аттракцион. Не только лошадки – фонтаны, аквариумы с золотыми рыбками, стены облицованы мрамором, асфальтовые полы. Допускаются только те, кто входит с парадного входа, люди партера и лож.
К началу 1900-х годов во главе петербургского стационара стоял Шипионе Чинизелли, второй сын основателя – Гаэтано Чинизелли. Шипионе женился на одной из артисток своей балетной труппы.
Цирк со времен Николая I – излюбленное великосветское удовольствие. Особенно привлекали гвардейских офицеров конные трюки, у цирковых наездников было чему поучиться. Генерал Игнатьев вспоминал: «В ту пору, по освященному традицией порядку, большинство офицеров по субботам ездило в цирк Чинизелли, где собирался в этот вечер весь веселящийся Петербург; я лично, между прочим, бывать там не смел из-за всенощной у бабушки на Гагаринской».
В один из понедельников за завтраком в кавалергардской артели все наперебой рассказывают о невиданном новом номере высшей езды француза Филиса. Последний, говорят, на чистокровном английском коне показал в субботу в цирке такое несравненное искусство, что публика замерла от восторга.
«Петербургская газета» писала: «Если вам захочется посмотреть на последние новинки парижских мод, на новую манеру носить лорнет, на золотую мушку, которую наклеивают между бровями, или на бриллиант, вставленный между передними зубами красавицы, то вам следует зайти в субботу в цирк, где собирается весь демимонд».
Еще одним соблазном для публики служили цирковые актрисы, любовные отношения с которыми были так же престижны, как романы с актрисами императорских театров. Шипионе Чинизелли хвастался направо и налево связями своей сестры и жены с великими князьями. Лиццие Чинизелли (жена) была одно время любовницей великого князя Владимира Александровича. Бурная молодость Эммы Чинизелли закончилась браком с бароном Шакельбергом.
В начале XX века наездники – уже не главные герои цирка Чинизелли. Репертуар цирка теперь похож на то, что происходит в «загородных садах»: «Аквариуме», «Ливадии», «Вилле Родэ». В ходу пантомимы и водные феерии: «Золушка», «Роберт и Бертрам», «Фиаметта – королева разбойников», «Нибелунги», комический балет La Cosmopalitaine. В водной пантомиме «Четыре стихии» вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. У Чинизелли показывают кино Макса Линдера, демонстрируют электроопыты на музыкальных инструментах и «Волшебный электрический фонтан». Украинские танцоры отплясывают краковяк, аргентинские танцуют танго, выступают испанки из Las Bellas de Sevilla, а семь юных американок Ragtimers демонстрируют эротический «дансинг-акт». Играет румынский оркестр. Сенсационный успех имеют гастроли главной европейской красавицы, австриячки из Парижа, любовницы бельгийского короля Леопольда II балерины Клео де Мерод.
В 1894 году французскую борьбу (сейчас она называется греко-римской) впервые показали в цирке Чинизелли. Поляк Владислав Пытлясинский, инженер, спортсмен с европейской известностью, невероятный силач (ростом 185 сантиметров и весом 105 килограммов) вызывал на поединок всех желающих. Из них выделялись пивовар с завода «Новая Бавария» толстяк Рейхель и выступавший под маской чиновник Георгий Мео. Затем у Пытлясинского появились и профессиональные соперники – немцы Норманн и Гейне, французы Льетро и Робине.
В марте 1895 года у Чинизелли прошел первый в России борцовский турнир с участием Робине, швейцарского легковеса Болисса и Пытлясинского, победу в котором одержал поляк.
В 1904 году начал выступления чемпион мира француз Поль Понс. Через год прошел первый международный чемпионат среди борцов-профессионалов. С этого времени профессиональная борьба получает особенно большое распространение.
Чемпионат организовал известный всему Петербургу «дядя Ваня» Лебедев – юрист, атлет, редактор журнала «Геркулес», создатель русской цирковой борьбы как спортивно-
драматического зрелища. «Дядя Ваня» любил говорить: «Пока есть дураки, будет существовать борьба в цирке. На мой век дураков хватит». Результатом его бурной деятельности были два многоквартирных собственных дома в Петербурге, довольно объемистый журнал и «дело» с многотысячными оборотами.
Борьба была не столько спортом, сколько драматическим представлением с заранее назначавшимися победителями. Перед соревнованиями все борцы выходили на арену, становились полукругом. Каждый из них должен был держаться установленного для него сценического амплуа, играть определенную роль.
В чемпионатах борцы стали постоянно бороться под масками (на профессиональном языке – «под чулком», «под шапито»), естественно, этим еще больше интригуя зрителей. Борец обязан был снять маску в том случае, если оказывался побежденным. Каких только не было масок: «Красная», «Черная», «Золотая», маска «Инженер», «Металлист», «Красный полумесяц» и тому подобное.
После 1905 года «дядя Ваня» решил не делиться с Чинизелли доходами и перенес свои чемпионаты в другие петербургские цирки. Так что главной приманкой у итальянцев оставались клоуны, фокусники, дрессировщики, певицы. Но и этого было достаточно – места не пустовали никогда.
В цирке Чинизелли
Здание цирка на Фонтанке возведено в 1877 году архитектором Василием Кенелем по заказу циркового наездника и антрепренера Гаэтано Чинизелли.