По состоянию на конец мая, то есть спустя два с половиной месяца после начала приема заявок, на позолоченную статуэтку Доменико Трезини претендуют реализованные в 2019–2021 годах проекты театральных декораций из ряда регионов России, а также одна работа из США.
Мировая классика
Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова выдвинул на конкурс постановку «Гамлета» 2019 года. Режиссером и сценографом выступил Андрей Тимошенко. «”Гамлет” – это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции, – рассказывает он. – Постановка этой трагедии – вершина, на которую мы замахнулись. И от нее захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лед, как ветер! “Гамлет” – спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идет за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чем Шекспир и о чем мы».
Еще один представленный на конкурсе всемирно известный сюжет – «Кандид». В середине XX века Леонард Бернстайн написал яркий мюзикл по хрестоматийной повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Очередная его постановка, осуществленная в 2019 году в Центре исполнительских искусств Бланка в рамках фестиваля Des Moines Metro Opera в Айове, США, принимает участие в конкурсе «Золотой Трезини». Автор декораций Стивен С. Кемп хотел оформить постановку актуальным для наших дней способом и тем самым пригласить зрителя в бесконечный и загадочный мир оперы. Сначала на сцене появляются отдельные элементы, символизирующие строгую классику вестфальского замка. Постепенно они преобразуются в более сложные декорации, на фоне которых Кандид путешествует и набирается опыта. Каждый из миров выдержан в отдельной цветовой гамме, и по мере развития сюжета разноцветные элементы декораций остаются на сцене, сливаясь в радужный калейдоскоп воспоминаний. В конце спектакля на сцене словно по мановению волшебной палочки «прорастает» множество тюльпанов и трав, и герои оказываются в цветущем саду.
Русский канон
Русская классика первого ранга представлена на «Золотом Трезини» постановкой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе А. Н. Островского на новой сцене Мариинского театра (2020 год). Музыкальный руководитель спектакля – Валерий Гергиев, режиссер-постановщик – Анна Матисон. Художник-постановщик – выдающийся мастер Александр Орлов, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Помимо «Снегурочки», в Мариинском театре вместе с художником по костюмам Ириной Чередниковой он оформил спектакли «Очарованный странник» (2009), «Левша» (2013), «Евгений Онегин» (2014), «Пиковая дама» (2015), «Рождественская сказка» (2015), «Не только любовь» (2017), «Царская невеста» (2018). По словам сценографа, при создании концепции декораций к «Снегурочке» он отталкивался от слов из арии персонажа оперы Весны-Красны: «Для радостей любви обогревать мне любо угрюмую страну беспечного народа».
Пермский академический Театр-Театр и художник-постановщик Вера Никольская участвуют в «Золотом Трезини» со спектаклем по ключевому произведению русской литературы XX века – роману Евгения Замятина «Мы». Постановка совсем новая – 2021 года. Два мира – Дикий и Единое государство – два основных пространства спектакля. В мире Единого государства много белого и серого цвета, он стерилен и универсален. Этот мир – графичный, упорядоченный, случайности в нем невозможны. Сценография задает геометрию движений его жителей. Но спектакль пластический, поэтому декорации тоже постоянно «танцуют» разные, порой запрещенные танцы. Танец свободы, любви иногда переходит в ритм железного кибернетического бунта. Занавес из металлических прозрачных конструкций – стена между Единым государством и Диким миром, который вынесен на авансцену и в зрительный зал. В какой-то момент движение его напоминает затвор фотоаппарата – мы словно наблюдаем за героями через объектив. Символом спектакля стали два гексагона – две ячейки, соты, абсолютно одинаковые, универсальные, равнодушные и стабильные, как вся жизнь в Едином государстве, фигуры. Но внутри скрыта энергия движения и любви. «Интеграл» – тоже геометрический объект, додекаэдр.
Также совсем недавно, весной этого года, в Ноябрьском городском театре (Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялась премьера спектакля «ОбломOFF» по мотивам романа И. А. Гончарова. Для постановки режиссером Анатолием Лобановым была выбрана пьеса Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича», написанная в 2000 году. Это трактовка, фантазия на тему романа Гончарова и пример успешной адаптации классики к сегодняшнему дню. Сценическое оформление спектакля «ОбломOFF», созданное сценографом Денисом Денисовым, представляет собой одну большую подушку, в которой живет главный герой.
Люди в истории
Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской (Ростовская область, Новочеркасск) в 2020 году поставил пьесу Леонида Зорина «Царская охота» – драматическую историю из жизни русского XVIII века. Согласно замыслу сценографа Кристины Данилиной, образ спектакля передан через золото дворцовых люстр и сено, где роскошь дворцовых анфилад и аллей переплетается с дворцовыми интригами, а зиждется все на людских плечах. Герой пьесы граф Орлов обожал лошадей. Вся сцена усыпана сеном. Сено здесь – и море, и навоз, и вся грязь и нищета обычного мира. А вот люстры, наоборот, представляют тронный зал для приема гостей. Эти же люстры – золотой лес со свечами. Люстра как символ правосудия – колокол на Болотной площади, который созывает люд на казнь Пугачева. Они же переносят зрителя в Италию, где Морелли, итальянская певица, выплывает на части люстры, как на гондоле. И корабль, уносящий Елизавету к российским берегам, тоже строится из люстр. Все пространство постоянно трансформируется.
Калужский областной драматический театр в 2019 году обратился к более близким историческим событиям. В основе спектакля «Саня, Ваня, с ними Римас» лежат реальные события из жизни семьи драматурга Владимира Гуркина, которая, как и многие, попала в жернова Второй мировой войны. Сценография авторства Евгения Никонорова проста и мобильна, компонуется в разные места действия. При этом условная образность пространства подчеркивает главные смыслы происходящего в спектакле. Театр стремится к лаконичности и краткости.