Поиск новых форм выражения в искусстве ХХ века привел к появлению совершенно нового, уникального явления на стыке скульптуры, живописи, архитектуры и отчасти театра – арт-инсталляций. Если объяснять просто, то инсталляции – это объемные изображения, созданные из элементов, не имеющих изначально отношения к итоговому образу. Но в симбиозе, сложенные вместе в новую форму, они теряют свою изначальную функцию и смысл и приобретают новый, задуманный автором.
Из Византии с любовью
О том, когда именно появились первые инсталляции, культурный мир теперь спорит. Изначально было принято считать временем их рождения ХХ век, но, оглядываясь назад, культурологи находят новые и новые подтверждения того, что инсталляции имели место не только в более ранних веках, но и в более ранних эпохах. Так, многие называют первыми инсталляциями византийские храмы, устроенные как «мультимедийная инсталляция».
Впрочем, инсталляция как объемно-пространственная структура, наполненная медийными технологиями, появилась действительно лишь в ХХ веке. Именно тогда она включила в себя звук, запах, свет, дым, получив возможность воздействовать на все органы чувств человека и создавать таким образом по-настоящему объемную картину.
Союз трех искусств
Инсталляция в современном виде возникла в 60-е годы прошлого века из трех основных искусств эпохи, постмодернистски смешанных вместе, – скульптуры, архитектуры и живописи. Но в словари как отдельный вид искусства это слово попало лишь в конце 1980-х годов.
Одним из «родителей» инсталляции был художник Аллан Капроу. Его инсталляции были масштабны: ареной для действа он считал все пространство вокруг себя, а потому создавал свои объекты прямо в городе. Но именно он заложил одно из важнейших правил инсталляции – каждый зритель становится участником и соавтором произведения, может на него повлиять.
На новый уровень инсталляцию вывел Джун Пайк. Он стал отцом-основателем видеоарта, сместив акцент в сторону визуализации и зрительного восприятия. По сути, именно он открыл в искусстве вопрос пресловутого «черного зеркала».
После этого инсталляции стали создавать в буквальном смысле из подручных предметов: всего, что можно найти в быту, из текстов, книг. Широкое распространение получили инсталляции из промышленных изделий и оружия.
Домашние инсталляции
Современные инсталляции уже не требуют большого пространства. Именно поэтому их стали размещать в том числе и в домашнем интерьере. В зависимости от характера и посыла инсталляции, она может быть установлена как в большой комнате, например, в гостиной, так и в маленьком помещении, часто становясь его главным акцентом.
Сегодня инсталляции в интерьере – это прежде всего декор. Причем зачастую он имеет практическую функцию. Например, отчасти инсталляцией можно назвать красиво расставленный в витрине хрусталь или гжель, умело объединенную в композицию и установленную в буфет. В обоих случаях прикладная вещь, посуда, становится декором, и наслаждаться можно уже самой композицией, а не каждым бокалом в отдельности.
Более современные варианты инсталляций больше похожи на трехмерные картины или статуэтки. Обычно они выполнены из множества мелких деталей, которые сами по себе являются цельными предметами – шаров, бабочек, дисков, книг, старых писем или журналов. Но бывает, что и из пластин или других не имеющих самостоятельного смысла деталей.
Часто в роли арт-инсталляции в интерьере выступает люстра. Во-первых, потому что ее функция связана со светом, что расширяет возможности автора. А во-вторых, потому что для нее не нужно искать место и устанавливать – в воздухе, под потолком, можно реализовать самые смелые идеи, а подвес создаст дополнительное движение. Кстати, люстра, спущенная до пола – тоже вариант инсталляции.
Примером арт-инсталляции, используемой многими людьми, являются необычные новогодние елки. Елки из кубов, лего, современный экологичный вариант из мусора – да из чего угодно, кроме собственно ели, – также являются домашними инсталляциями.
Цвет, свет и мультимедиа
В интерьере инсталляция может служить и в качестве отделочного материала. Например, грубая и глубокая фактурная штукатурка или панно во всю стену – главное, чтобы композиция была объемной. Часто в качестве домашней арт-инсталляции используют панно с фактурой волн, пузырей или других выпуклых форм. Панно может быть как цветным, так и абсолютно белым – это лишь подчеркнет его объем. Самый интересный вариант – когда панно сливается со стеной, становясь ее участком и как бы выходя из ровной части стены. Отсутствие границы создает эффект натянутой ткани, продавливаемой предметом извне.
Потолок тоже может выступать в качестве площадки для домашней инсталляции. Например, если использованы мультимедиа-технологии и на потолке транслируется изображение звездного неба или космоса. При этом выбрать в качестве изображения можно любой участок неба – не только тот, который действительно виден в это время года в данной точке планеты, но и те, которые отсюда никогда не увидеть. С течением времени изображение может менять положение, как меняло бы его на настоящем небосводе. Днем такую инсталляцию можно отключить вовсе.
Но и пол может послужить площадкой для инсталляции в интерьере. Например, в упрощенном варианте в домашнем интерьере можно повторить замечательную инсталляцию дизайнера Лиз Вест, которую она назвала Our Colour Reflection. Автор представила ее в старом католическом соборе, но не менее органично она будет смотреться в минималистичном жилом интерьере. В основе инсталляции – более 700 разноцветных зеркальных дисков разного диаметра, установленных на разной высоте. И хотя перепад был минимальным, это создавало удивительный объем. А свет (как естественный, так и искусственный), отражаясь от дисков, раскрашивал всеми цветами радуги помещение. Повторяя этот эффект в домашних условиях, диски покрывают прозрачным полимером для удобства – чтобы пол был ровным.
Кстати, еще одна работа этого дизайнера – виртуальная радуга – также может быть повторена в домашнем интерьере: для этого нужно узкое длинное помещение, например, коридор. Дизайнер разместила по всему коридору разноцветные потолочные светильники, имитируя радужный спектр. Каждый, кто попадал в коридор, оказывался в переливах этой радуги и плавных переходов света. А поставленная в таком коридоре табуретка придает конструкции еще одну функцию: каждый может передвинуть ее и насладиться той частью спектра, которая ему наиболее приятна.
Лучшие идеи мира
Поскольку в арт-инсталляции главное – не форма, а содержание, двух одинаковых инсталляций, пожалуй, не найти, даже в рамках их серийного производства: каждый хозяин будет вкладывать в инсталляцию свой смысл. Важно и то, в каком месте стоит инсталляция, в каком помещении, что ее окружает. А потому это как раз тот случай, когда вдохновиться можно не только уже предложенными в магазинах вариантами, но и задумками лучших дизайнеров планеты.
Одна из самых ярких инсталляций последних лет – Broken Kilometers – более 6 тысяч веревок, свисающих с потолка до пола. Невозможно пройти, не заблудившись и не встретив никого вдруг. Лучшее, что можно делать в такой комнате, согласно задумке автора, – это танцевать. Веревки передают энергию людей и, колыхаясь, придают комнате удивительный объемный вид.
Еще одна идея, популярная среди дизайнеров в последние годы, – это возвращение к природе, к истокам. Нередко можно увидеть, как природа побеждает урбанизацию – например, толстые ветви дерева вырастают из бетонных стен. Именно так выглядит Baitogogo – творение бразильского автора Энрике Оливейры. Направление в инсталляции, где природа вторгается в бетонную жизнь города, художник прозвал tapumes – изгородь: жизнь сильнее бетона, и планета сильнее творений человечества.
Другой модный тренд – показывать то, что принято скрывать в интерьере. Например, канализационные трубы. Это направление стало очень популярным в интерьерах стиля лофт. Душевые трубы как прекрасный живой организм одними из первых показали шведские дизайнеры в своей работе Waterdream. Они вынесли наружу все, что обычно скрыто: трубы, по которым вода поступает в душ. Их изогнутые лабиринты и стали предметом инсталляции.
Наконец, еще одна идея, которую можно воплотить в доме с высокими потолками, – The Cloud. Это множество легких цилиндров, которые вместе создают иллюзию облака. Предполагается, что интерьер подхватит «небесную» идею и останется преимущественно белым, как и сами облака – это подчеркнет воздушность конструкции. Ну а роль солнца, подсвечивающего облака, здесь играют диодные светильники, установленные сверху и внутри конструкции. Авторы отмечают, что в интерьер с такой инсталляцией стоит внести тонкие, едва заметные темные штрихи – оттенки серого и черного, чтобы композиция стала еще более объемной.