Пристальное внимание к проектам зонирования и ландшафтного дизайна объединяет петербургских и зарубежных застройщиков. «Сегодня объекты комфорт-класса конкурируют между собой не только в части проработанности планировочных решений, которые все время модернизируются, но и в части интересных фасадных решений, организации пространства в местах общего пользования, в благоустройстве территории и особенно в организации необычных детских площадок и общественных зон», – говорит руководитель проектов комплексного освоения территории компании «Строительный трест» Анзор Берсиров.
По-европейски
«Девелоперы все внимательнее относятся к оформлению общественных зон, благоустройству, торговой и бытовой инфраструктуре. Можно сказать, что это европейская тенденция. Мы в наших проектах тоже стремимся создавать не просто дворы, а общественные пространства – там, где это возможно», – отмечает Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город»). Петербургские компании активно инкорпорируют опыт зарубежных коллег, приспосабливая передовые тенденции к условиям нашего непростого климата.
Детально проработанное зонирование и оформление дворов и внутренних общественных пространств характерно для жилых комплексов высокого класса. В этом сегменте требовательность покупателей особенно высока. «По их мнению, благоустройство территории – это уже не просто формальное наличие детской площадки и зеленой зоны. Жильцы хотят гордиться особенностями именно своего дома. Для меня и моих коллег это не удивительно, потому что уже наши прежние проекты мы реализовывали с прицелом на такой спрос», – комментирует генеральный директор ООО «ГРАНД-ЭСТЕЙТ» Марина Павлова.
В одном ритме с природой
«Сегодня трендом № 1 является закрытый двор без машин, особенно в проектах бизнес-класса. Наличие в составе ЖК достаточного количества подземных и многоуровневых паркингов позволяет освободить двор от машин, сделать его комфортным для отдыха и прогулок», – говорит начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой» Николай Гражданкин. Ни в одном проекте бизнес-класса нет места для автомобилей там, где отдыхают жильцы.
Проект благоустройства определяется общей структурой комплекса. «Концепции зависят от типа застройки: в проектах квартальной застройки это может быть собственный парк, в небольших жилых комплексах – уютное общественное пространство», – комментирует руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group) Ольга Трошева. Однако ведущие петербургские застройщики уже выработали общий набор обязательных элементов. Одним из главных остается обустройство общественных зон для отдыха, которые рассчитаны на жителей всех возрастов.
Самое масштабное решение – создание большой зеленой зоны, которая станет украшением не только жилого комплекса, но и всего района. Это удалось холдингу Setl Group: «В ЖК “Солнечный город” в Красносельском районе открыт парк отдыха площадью 5 га. Здесь обустроены футбольное поле и волейбольно-баскетбольная площадка, детские игровые зоны и зона отдыха с качелями, пешеходные дорожки и специальные места для выгула и тренировки собак», – рассказывает Ольга Трошева. Другой пример оригинального решения, сближающего жителей с природой, разработан в компании «Строительный трест». «В нашем жилом комплексе “NEWПИТЕР” в п. Новоселье спроектированы площадки для отдыха жильцов, столы для пикников и барбекю. В некоторых домах мы оборудовали придомовой сад с грядками, за которыми смогут ухаживать сами жильцы, а в новых лотах проекта планируем создавать патио для отдыха жителей», – рассказывает Анзор Берсиров.
Дизайн-приемы
Масштабным проектам благоприятствуют условия спальных районов, но как же быть, если новый дом расположен в центре города, где нет места для парков? Зарубежные застройщики нашли ответ на этот вопрос в ландшафтном благоустройстве кровли. Такое оформление разработано для комплекса люкс-класса Harfa Design Residence, который строится в Праге. Разноуровневая кровля позволяет организовать несколько зон для отдыха с видом на город и расположенный по соседству парк Подвини.
Просторное зеленое пространство можно организовать и в пределах жилого комплекса, как это сделали дизайнеры компании «Северный город». «В комплексе комфорт-класса Ultra City в Приморском районе мы создали фруктовый сад из вишен и яблонь, установили настилы для йоги, рампу для трюков на скейтборде и арт-объект Студии Артемия Лебедева», – говорит Михаил Гущин. При зонировании дворов специалисты стараются максимально задействовать пространство, преодолевая объективные трудности. «Если речь идет о проектах в историческом центре, где места под полномасштабное благоустройство часто недостаточно, стараемся создать двор-сквер, как в наших проектах “Дом у Невского” и “Болконский”», – комментирует эксперт.
В этом случае петербургские застройщики работают на одной волне с зарубежными коллегами. Единственное, что невозможно заимствовать при благоустройстве зон для отдыха, – открытые бассейны, которые в странах с теплым климатом так же популярны, как у нас прогулочные аллеи. Гармоничное решение этой задачи достигнуто в горнолыжном комплексе Avon Ski Resort в Колорадо, где контраст водного пространства и фасадов в историческом стиле создает внутреннюю динамику дизайн-проекта.
Активный отдых
При растущем количестве фитнес-клубов в тренде остаются открытые спортивные площадки во дворах. Их преимущества – доступность и близость – поддерживают устойчивый интерес покупателей. «Все заметнее акцент на здоровом образе жизни. Для удовлетворения этих потребностей застройщики предлагают сейчас много интересных концепций. Все зависит от возможностей самой территории, ее размеров, локации: поэтому где-то это только небольшая спортивная площадка, а где-то целые рекреационные зоны, нередко на прибрежной территории, с велодорожками, скейт-парками, площадками для разных видов активности», – оценивает ситуацию Марина Павлова.
Важное условие успешного благоустройства спортивных и детских зон – учет интересов всех жителей комплекса. «Во второй очереди Ultra City мы создаем целое игровое пространство с площадками Richter Spielgeraete, амфитеатр для выступлений под открытым небом, место для уличных выставок. Словом, хотим, чтобы жители всех наших комплексов, независимо от класса жилья, чувствовали себя комфортно», – комментирует Михаил Гущин.
Встречи: деловые и не только
В проектах бизнес- и элит-класса нередко выделяются лаунж-зоны – тихие и комфортабельные пространства для бизнес-переговоров и соседских встреч. В Петербурге такие зоны есть в ЖК BARCELONA (ООО «Дом на Ленсовета»), в комплексе Next на Васильевском острове («Еврострой»), One Trinity Place на Петроградской стороне (GHP Group). Среди зарубежных проектов внимание привлекает комплекс социального жилья Rive Seine в Париже, построенный по чертежам Tetrarc Architects. Оригинальный дизайн небольших общественных пространств служит украшением фасада: общие балконы оформлены ажурной алюминиевой сеткой, которая придает нестандартный вид типичному фасаду.
Самой большой трудностью для застройщиков становится размещение всех участков в одном или нескольких дворах. И вместе с тем эта установка остается главной. «На мой взгляд, идеально, когда общественное пространство зонировано с максимальным учетом потребностей людей как разных возрастных групп, так и интересов. В Клубном доме BARCELONA мы постарались сделать так, чтобы тематические уголки гармонично перетекали друг в друга в рамках общей стилистической концепции. Территория организована таким образом, чтобы звонкий детский смех не мешал спокойному отдыху у фонтана…» – говорит Марина Павлова.
Достичь единства в оформлении получается у зарубежных девелоперов. «Создание общественных пространств за рубежом начинается с проработки сценария поведения человека в данной локации. От этого зависит и функциональное наполнение общественной зоны, и общая концепция, которая включает в себя все элементы, начиная от высаживаемых растений и заканчивая логистикой пешеходных дорожек. Например, часто рядом с водоемами высаживаются определенные виды растений, которые отводят влагу, клумбы используются в качестве основы для ливневой канализации. В России же общественные пространства пока, как правило, насыщаются функциями без особого сценария», – отмечает Анзор Берсиров. Однако разнообразие решений, стремление застройщиков гармонизировать пространство с учетом интересов всех его пользователей обещают развитие благоустройства на высоком уровне.
Марина Павлова, генеральный директор ООО «ГРАНД-ЭСТЕЙТ»: Важно, чтобы инфраструктура дома соотносилась с образом жизни его жильцов. В Клубном доме BARCELONA общественные пространства обустроены под разнообразные предпочтения, но главное, что они открыты только для жильцов дома. Для детей у нас с максимальной заботой организованы: во дворе – оригинальная, экологичная детская площадка с ярким стилизованным атравматичным покрытием, которое минимизирует риск детского травматизма и не пачкает одежду, а в доме – большая детская игровая. На первом этаже разместилась двухуровневая wellness-зона для всей семьи. В очень стильной лаунж-зоне можно как пообщаться с соседями, так и «провести деловую встречу» – это я цитирую, кстати, одного из наших жильцов, который признался, что ему «в таких интерьерах за честь принимать бизнес-партнеров». |
|
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»: Каждый двор в ЖК «Новый Оккервиль» выполнен по индивидуальному проекту. Например, в пятой очереди дворовая территория представляет собой прогулочный променад, свободный от машин, – с мощеными дорожками, специальными велодорожками и велопарковками, фонарями и скамейками, детскими площадками и фитнес-зонами. Завершается променад уютным сквером с фонтаном «Влюбленная пара». Не стоит также забывать, что на прилегающей к домам территории мы благоустроили парк Оккервиль, который стал полноценным общественным пространством – там занимаются спортом, гуляют с детьми, катаются на роликах и велосипедах, купаются в реке. Регулярно местная администрация проводит в парке спортивные соревнования и праздники, которые собирают большое количество гостей. |
|
Анзор Берсиров, руководитель проектов комплексного освоения территории компании «Строительный трест»: Кроме благоустройства придомовой территории, мы также делаем акцент на развитии общественных внутриквартальных пространств. Например, в ЖК «NEWПИТЕР» создан бульвар Белых Ночей – это пешеходная артерия, которая соединяет все социальные и спортивные объекты в квартале и выполняет логистическую и рекреационную функции. На бульваре уже открыта футбольная площадка с искусственным покрытием и площадка для ворк-аута, создана велодорожка, выполнено благоустройство. Отмечу, что сегодня на бульваре стихийно сложилась практика ведения детских мастер-классов под открытым небом. В будущем мы планируем учесть такой уровень самоорганизации людей и приложим усилия для создания специальных хобби-румов, чтобы активные жители меньше зависели от переменчивой петербургской погоды. |
|
Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город»): В наших проектах мы уже не первый год реализуем и развиваем концепцию двора как общественного пространства. Например, в жилом комплексе Futurist на Барочной улице не только высаживаем огромное количество зелени, устанавливаем световые арт-объекты и масштабную архитектурную подсветку, но и реализуем европейский подход к детским площадкам на основе рекомендаций детских психологов и ландшафтных дизайнеров. У нас появятся площадки немецкой компании Richter Spielgeraete – на таких играют дети по всему миру, а в Петербурге они есть пока только в Новой Голландии. Деревянный настил для отдыха, настольный теннис, доска для рисования мелом – все эти детали, которые мы планируем здесь реализовать, тоже важны при создании комфортного двора для всех возрастов. |
|
Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group): На территории ЖК «Зеленый квартал» в Московском районе будут высажены три сада, четыре аллеи и еловый сквер. В проекте «Эмеральд на Малой Неве» в Василеостровском районе запланирован уютный сквер с фонтаном. В ЖК ArtLine в Приморском районе – общественное пространство с веревочным городком, площадками для детей разных возрастов, зонами тренировок и командных игр. В ЖК «Панорама парк» в Выборгском районе будет обустроен арт-сквер, а также пешеходная аллея, которая свяжет парки Удельный и Сосновка в единый экомаршрут. Особое внимание благоустройству уделяется в проектах бизнес- и премиум-класса. Например, в ЖК Svetlana Park создадут собственный дендропарк с разными видами цветов и кустарников, стильной уличной мебелью и дизайнерскими перголами. |
|
Ольга Аветисова, заместитель коммерческого директора «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»: В своих жилых комплексах «Группа ЛСР» организует комфортное придомовое пространство, которое включает в себя и безопасные детские площадки, и место для отдыха взрослых, и спортивные площадки. В некоторых наших проектах появляются и общественные пространства, например, в «Новой Охте» есть липовая аллея. Отдельно можно выделить наш новый проект «Морская набережная». Преимуществом и главной достопримечательностью проекта станет благоустроенная прибрежная зона с общественными пространствами и велодорожкой. В рамках проекта предусмотрены различные пространства досуга для жителей, включая спортивную площадку для людей с ограниченными возможностями, «шахматный дворик», детский городок, баскетбольные и волейбольные площадки, велодорожку. |
|
Катерина Соболева, вице-президент Becar Asset Management: Сегодня покупатели всех классов недвижимости интересуются открытыми общественными зонами. Запросы бывают абсолютно разными, но основной «болью» остаются качественные детские площадки. Будущие собственники недвижимости хотят видеть эко-площадки, поэтому застройщики уже работают в этом тренде – используют натуральные материалы и формы для реализации игровых зон. Например, такие площадки созданы во всех комплексах компании Bonava. Также популярен запрос на спортивные площадки, доступные не только детям, но и взрослым. В комплексах Legenda Development есть большие площадки для игр в волейбол. Важны и объединяющие соседей «фишки» в общественных пространствах – например, огромные шахматы, организованный буккроссинг, специальные соседские центры. |