– Александра Леонидовна, давайте начнем с краткой оценки «средней температуры» по рынку. Такое ощущение, что сейчас, в одной стороны, существуют опасения, что санкционный режим негативно скажется на состоянии строительной сферы. С другой – пока что негативные прогнозы не оправдываются, спрос есть, обсуждается Генплан города с новыми участками застройки. Как вы оцениваете ситуацию, какие тенденции доминируют?
– Действительно, тревожные и даже панические настроения у потребителей в последние месяцы были. У кого-то сохранились и сейчас, но большинство уже вышло из острого стрессового состояния «бей, беги, замри» и переключилось на рациональное мышление. А рациональный подход подсказывает, что покупать недвижимость стоит, поэтому спрос достаточно активен. Не забудьте, что банки, которые в феврале подняли ипотечные ставки до 20%, сейчас опустили их до 8%. Доступна льготная ипотека, поэтому людям с семьями покупать особенно выгодно, и они пользуются этим.
Если говорить об инвестиционных покупках, то они тоже очень актуальны, потому что рынок ценных бумаг ограничен, валюты – тоже. Самым понятным и надежным способом сохранить средства остается инвестирование в недвижимость.
В целом, сегодня мы видим покупателей, настроенных на спокойный и разумный выбор. Нет ажиотажного спроса, но уже нет и настороженности, которую можно было наблюдать еще весной. Конечно, во многом я считаю это заслугой нашей команды. Мы за много лет показали себя как надежная компания, которая не подводит клиента. И сегодня положительная репутация работает на нас.
– Какой стратегии сейчас придерживается СК «ЛенРусСтрой»? По возможности расскажите о земельном банке компании. Есть ли у вас интерес к приобретению новых участков?
– Мы нашли свою нишу на рынке и будем продолжать делать то, что хорошо умеем: заниматься комплексным освоением довольно больших участков. Кое-что в портфеле компании есть, и идет подбор новых пятен.
Помимо работы на окраинах, которая для нас уже привычна, очень интересно, конечно, было бы попробовать реализовать проект ближе к центру. Наша команда, с ее профессионализмом, опытом и пониманием потребностей покупателя, готова к этому. И важно, что готов и клиент – у нас очень большой процент повторных покупок, и многим было бы интересно приобрести новое жилье у «своего» застройщика в более престижной локации, к нам поступают такие запросы.
– Будущие планы по выходу в центр – это интересно, но на сегодня визитной карточкой СК «ЛенРусСтрой» можно назвать строительство крупных жилых комплексов в области, таких как «Новое Горелово» или строящийся «ЛесART». Характерно, что вы в них внедряете, казалось бы, не обязательные опции – общественные пространства во дворах, прогулочные бульвары, дизайнерскую отделку. Все эти «излишества» повышают себестоимость продукта, но понятно, что локация и позиционирование в комфорт-классе не позволят разогнать цены. Такой подход, который компания практикует уже много лет, в целом оправдывает себя?
– В свое время мы высоко подняли планку качества, и совершенно не хочется ее опускать. И нам, и покупателю нравится то, что мы делаем. Сегодня у покупателя в России наконец сформировалось понимание, что он достоин комфортного и красивого окружения, и главное, у него есть способы это окружение получить. Да, на рынке есть более базовые предложения – тот, кому этого достаточно, может остановиться на них. Но нам сейчас было бы обидно опустить стандарт, который мы для себя уже однажды создали.
Строители всегда бьются над проблемой себестоимости и сохранения адекватной цены. Но при внимательном подходе она решается. Были перекосы, связанные с тем, что импортные комплектующие и материалы стали слишком дорогими или недоступными. Но для всего находится высококачественная российская альтернатива. Предубеждение против российской продукции – большая ошибка, у нас есть отличные поставщики в любой сфере.
– Ваша компания не первый год выступает партнером премии «Золотой Трезини», которая вручается под девизом «Архитектура как искусство». Каким вы видите место архитектуры в современном жилом строительстве? Насколько велика ее роль и какой она должна быть, в зависимости от класса жилья?
– Архитектура, на мой взгляд, играет большую роль. Строить не только качественно, но и на высоком эстетическом уровне – это уважение и к покупателю, и к нашему городу. Мы не имеем права портить его облик. Еще лучше, конечно, улучшать, но необходимо хотя бы не портить. Это не значит, что нужно мимикрировать под архитектуру прошлых веков. У каждого времени свои реалии и ценности. Наши ценности я бы определила прежде всего как уважение к индивидууму и его комфорту. А это, конечно, подразумевает продуманную архитектуру, вплоть до мельчайших оттенков и подробностей фактур фасадов, которые мы отрабатываем в наших экспериментальных цехах.
– Экспериментальные цеха? Что это такое?
– Специальные помещения, где тестируются все используемые компанией материалы и технологии. Это и разного рода краш-тесты, и визуальные пробы, где мы, например, стараемся смоделировать, как фасадная краска будет смотреться из окон соседнего дома, не будет ли она слишком броской и бликующей.
– Какие из российских особенностей и проблем жилого строительства, на ваш взгляд, являются универсальными, а какие характерны именно для нашей страны? Важны ли контакты с зарубежными профессиональными сообществами?
– В принципе, потребности людей в комфорте, качестве и красоте похожи везде. В этом смысле не существует качества «по-русски», «по-французски» или «по-китайски». Чтобы хорошо работать и развиваться, нужны опыт и насмотренность. И нам у других стран, и другим странам у нас всегда будет чему поучиться.
При этом везде есть свои локальные особенности рынка. Скажем, в России строится много совсем базового, бюджетного жилья, потому что на него есть реальный спрос. И в то же время у нас практически в каждом дворе есть детские площадки, которых очень мало, например, в Лондоне. То есть так сложилось, что у нас, каким бы ни было экономическое положение, всегда думали о том, чтобы было удобно погулять с детьми. Конечно, тут тоже есть перспектива для развития: можно не просто ставить типовые детские площадки, а делать их разнообразными. Мы как застройщик как раз занимаемся этим – у нас в «Новом Горелове» нет одинаковых детских площадок, они все созданы по авторским проектам, в том числе с использованием опыта зарубежных общественных пространств. В общем, глобальный обмен знаниями необходим.
– Каким вы видите будущее Санкт-Петербурга? И что могут делать сейчас строительные компании для его гармоничного развития?
– Судьба исторического Петербурга – сложнейший вопрос. Иногда гуляешь и видишь, как стеклянное офисное здание разрушает гармонию. Но я также сильно сомневаюсь, что исторический центр нужно законсервировать и превратить в музей. Ведь нам нужна не просто точка притяжения для туристов, а город, который развивается.
Знаете, я интересуюсь темой этикета, и со мной иногда спорят люди, которые считают, что этикет – это просто какие-то правила из серии «как держать вилку». А я объясняю, что этикет – не бессмысленная формальность, а то, благодаря чему вам и вашему собеседнику комфортно вместе. Петербург для застройщика – это как собеседник, в разговоре с которым нужно соблюдать этикет, и тогда общение будет приятным и полезным. Поэтому строить здесь, в том числе в центре, конечно, нужно. Но так, чтобы в вашей работе было видно уважение к городу.
Беседовал Павел Черняков