Все, что нас окружает в интерьере, мы видим через призму света. Одни и те же обои, одно и то же кресло могут выглядеть повседневно и изысканно, современно и богемно, стоит лишь сменить источник света, его цвет, яркость или местоположение. Свет делает больше, чем любые предметы интерьера.
Сквозь окна
Самый привычный и близкий человеку свет – тот, который дарит сама природа. Солнечные лучи проникают в дом через окна и не просто дают возможность видеть и ориентироваться в пространстве, но и играют с интерьером. В комнате, окна которой направлены на север и восток, легко просыпаться, а потому она хороша для спальни и детской: солнце здесь светит по утрам. В помещении с южными окнами светло всегда, и это оптимальный вариант для гостиной. А для кабинета идеально подойдет помещение с окнами на запад, ведь после работы так приятно полюбоваться закатом.
Тренд современного домостроения – большие окна. Застройщики стремятся использовать любой шанс заполнить светом комнату, поэтому продолжает расти процент домов с панорамным остеклением, с окнами в пол. В частных домах есть возможность использовать еще один ресурс – окошки в крыше. Они позволяют впустить больше света в обычно темные мансардные помещения.
Более экзотическое, но также популярное решение для частных домов – витражные окна. Они хороши в помещениях, оформленных в соответствующем стиле и не претендующих на хорошую освещенность: цветное стекло плохо пропускает солнечные лучи. Впрочем, для любителей перемен есть витражные вставки в окна: обычное помещение днем превращается в марокканскую залу к вечеру.
Еще один способ придать нужный оттенок проникающему сквозь окна свету – подбор правильных гардин. Они не только рассеивают жесткий свет с улицы, но и делают его теплее или холоднее. Повесьте белоснежные гардины, и проходящий сквозь них свет наполнит комнату прохладным зимним блеском. Используйте гардины молочного оттенка, и получите натуральный рассеянный свет. Хочется тепла? Купите бежевые, желтые, а лучше – светло-оранжевые гардины; также подойдут комбинированные варианты – теплый оттенок основной прозрачной ткани в сочетании с искристыми вставками из яркой органзы, оранжевой или даже красной. Такие гардины создадут иллюзию июльского солнца даже пасмурным январским днем.
Свет по сценарию
Люстра, а вернее подвесной потолочный светильник, была изобретена человеком множество веков назад как первый и главный источник света в помещении. Древние люди заметили, что факел, подвешенный к потолку пещеры, дает больше света, чем установленный на полу, и с тех пор мало что изменилось. Как ни бьются дизайнеры, объясняя, что настенные светильники куда более универсальны, люстры по-прежнему остаются главным источником света во многих домах нашей родины.
Классический вариант люстры – стекло или хрусталь, много подвесок и лампочек. Такие люстры стали популярны несколько веков назад и до сих пор остаются актуальными, уменьшившись соответственно масштабам современных гостиных. Более универсальные модели, без подвесок, подходят для интерьеров в стиле модерн, конструктивизм или минимализм, а также для скандинавского и хайтека.
И все же оптимальным считается сочетание верхнего и бокового света, то есть потолочных и настенных светильников. В дизайне интерьера это называется сценариями света: в зависимости от ситуации используются те или иные источники. Например, для шумного застолья – верхний свет, для тихих посиделок за чашкой кофе – боковой, для работы за ноутбуком – локальная настольная лампа.
Переносные источники света, будь то настольные лампы, торшеры, ночники или светильники на батарейках, полезны и практичны в любом интерьере. Во-первых, потому что при необходимости всегда можно выбрать другой светильник, ярче или более тусклый, а во-вторых, потому что его легко заменить другим, если изменился интерьер комнаты. Но есть у таких светильников и очевидный недостаток – они требуют места. Ночники обычно стоят на прикроватных тумбочках, торшеры – у кресла или дивана, настольные лампы – на столе.
Философия и геометрия
Если говорить о геометрии помещения, а оно всегда трехмерное, то описанные варианты освещения можно условно разделить на четыре зоны. Верхняя – потолочные светильники, вторая – бра и другие настенные источники света, третья – настольные лампы и прикроватные ночники и нижняя – свет, встроенный в пол или над плинтусом. К этому же уровню относятся камины и декоративные свечи в низких нишах.
Использование всех четырех зон способно максимально раскрыть трехмерность пространства. Но продумывать освещение нужно еще до начала ремонта. Обычно к планированию света приступают после «расстановки» мебели, ведь именно мебель будет диктовать, в каком месте нужно сделать розетку для торшера, а в каком будут висеть бра. Также нужно продумать цвет освещения: где он будет холодным, а где – теплым.
Еще одно правило для современных светильников – они должны приспосабливаться под нужды людей, живущих в помещении. И это касается не только настольной лампы. Менять угол освещения должны уметь практически все светильники: бра могут быть на шарнире или гибкой ножке, а потолочные светильники, особенно если расположены над обеденным столом, меняют высоту, спускаясь к столу и поднимаясь к потолку. Если точка освещения не мобильна, ее стоит диммировать: так, громоздкая яркая люстра с десятком ламп сможет превращаться в тусклый светильник для романтичных вечеров.
Огонь живой и не очень
Лучшее решение для вечерних посиделок – это свечи. Созданные когда-то в качестве единственного источника света, сегодня они – декор и настроение. Ароматические, формовые, плавающие, с фитилем и без, россыпью на подносе или в строгих подсвечниках на длинных ножках – они создают третий и четвертый уровни освещения, самые низкие и самые интимные. Такое освещение – для вечеров, расслабления, отдыха после тяжелого дня, для медитации и музыки. А для тех, кто боится заснуть в окружении свечей, созданы диодные свечи и крошечные интерьерные светильнички, которые можно просто разбросать по столу или полкам стеллажей. Они не пахнут и не греют, зато абсолютно безопасны.