Удивительно, как Земля сохраняет для нас свидетельства прошлых эпох. Как осторожно и надежно она вписывает информацию об обитателях и присыпает ее песком времен. И как сложно ее оттуда извлечь, не повредив и не сломав.
Свидетельства прошлого
Окаменелостью становится далеко не каждое живое существо. Можно сказать, это участь избранных. Так происходит при стечении многих обстоятельств, воздействии факторов среды, которые могут привести к диагенезу – процессу преобразования скелета, хитина и даже мягких тканей в камень. В зависимости от условий среды и окружающих скелет пород, могут происходить так называемые минеральные модификации, когда он меняет свой химический состав. Это и позволяет сохранить образ древнего обитателя планеты до наших дней.
Растения не имеют скелета, но способны оставлять отпечатки: самые ранние находки относятся к докембрию (более 600 млн лет назад).
Чтобы достать окаменелость или камни из земных недр, палеонтологам приходится проводить десятки часов с лопатами, ломиками, молотками, а затем – с иглами и скальпелем. После обнаружения окаменелости ее нужно осторожно препарировать – очистить от вмещающей породы. Это ювелирная работа.
Фауна начала времен
Каждое ископаемое уникально, а значит, уже может стать украшением интерьера. Но и среди них есть свои герои. Например, аммониты – древние головоногие моллюски, вымершие 60 млн лет назад, в одно время с динозаврами. Если вдуматься в эту цифру и увидеть образцы прекрасно сохранившихся до наших дней раковин аммонитов, становится понятно, почему они так интересны в оформлении современного интерьера.
Своим названием аммониты обязаны древнеегипетскому богу Амону, чьи плотно закрученные рога напоминают раковину древнего моллюска. По сей день у многих народов мира раковина аммонита считается символом бесконечного достатка, благополучия и счастья в доме.
Аммониты в интерьере можно встретить как в отделке более крупного элемента декора (например, аммониты размером до сантиметра), так и в качестве центрального объекта в помещении (аммониты метровой величины и больше). Одни мастера их шлифуют и покрывают лаком целиком, располагая на тонких подставках, другие, и это популярный вариант экспозиции аммонитов,
распиливают пополам, чтобы показать всю красоту изгибов раковины. Настенный вариант – тонкий срез аммонита в раме.
Более практично использование аммонитов в предметах интерьера, которыми человек пользуется ежедневно. К примеру, срез аммонита как основа для часов: благодаря круглой форме моллюска он не нуждается в дополнительной подгонке, а его глубокая история вносит в такой аксессуар долю символизма.
Еще один представитель древней фауны – экзотичные трилобиты, морские членистоногие периода палеозоя, которые вымерли 250 млн лет назад. Размер трилобита может достигать 70 см, но в среднем они небольшие, порядка 7–10 см, более крупные экземпляры считаются редкостью. Из-за их небольшого размера и тонких выступающих частей, делающих трилобитов очень хрупкими, такую окаменелость обычно оставляют с куском вмещающей породы, которая после обработки служит подставкой, «постаментом» трилобиту.
Среди других интерьерных окаменелостей – древнейшие рыбы, морские лилии и целые скелеты морских рептилий, а также огромные зубы вымершей акулы мегалодона.
Все эти дары древней фауны можно успешно вписать в интерьер гостиных и рабочих кабинетов – в стеллажах, на полках или столах, а также на стенах. Если говорить о других помещениях, то при подходящем интерьере в столовой или спальне будет уместным повесить срез аммонита или окаменелость рыбы в раме.
Живые камни
Драгоценные камни как элемент интерьера используются редко: они слишком дороги, а в природе встречаются совсем небольшие их фрагменты. Куда более практичный, но не менее эстетичный вариант – полудрагоценные камни – аметист, лабрадорит, кварц, гранат, агат, флюорит, цитрин.
Большая часть минералов образовалась из магмы. Но в магматических породах слишком тесно, кристаллам нужен простор. И они находят его в гидротермальных жилах, где есть полости и где свободному росту кристаллов ничто не мешает. Добывают такие камни по-разному: какие-то приходится откалывать от окружающей их породы, какие-то, например, аметисты, просто собирают с земли. Затем жеоду раскалывают, и кристаллы предстают во всей красе – выпуклыми, фактурными, яркими – такими, какими создала их природа. Нередко внутри аметистовой жеоды бывают включения других пород, например, агата.
Неоднородность структуры и состава – те свойства, которые играют на руку интерьерным камням. Если для украшений выбирают максимально ровные камни, то в интерьере интереснее смотрятся экземпляры, сохранившие дух природы: с включениями, вкраплениями, переходами цвета, неровностью формы. Сюда же можно отнести уникальные сочетания живой и неживой природы – янтарь, сохранивший в себе насекомых, живших много лет назад. Кстати, вопреки расхожему мнению, янтарь не консервирует мягкие ткани насекомых. В янтаре они действительно прекрасно сохраняют изначальную форму, но любая попытка извлечь их из камня закончится одним – остатки насекомого рассыплются мелкой пылью. Археологи об этом знают и советуют любоваться древней фауной именно в камне.
Полка с сокровищами
Камни в интерьере можно представить по-разному. Один крупный камень или аммонит может стать центральным объектом всего помещения, установить его, в зависимости от размера, можно даже на полу. Более привычное место для камней и ископаемых – стеллаж, полка, стол. Чем мельче аксессуары, тем сложнее привлечь к ним внимание в просторной комнате или в помещении, и без того усыпанном мелкими деталями, будь то другие аксессуары или обои с мелким рисунком. В этом случае ископаемые можно объединить в коллекцию, которая станет новым акцентом.
Другой вариант размещения палеонтологических находок – стеклянная витрина. Особенно удобно в ней рассматривать трилобитов, небольшие раковины и камни. Более крупные образцы часто требуют подставки, разместить их на ровной поверхности невозможно. При этом подставка должна быть тонкой, однотонной, максимально нейтральной, чтобы не перетягивать на себя внимание наблюдателя.
Если ископаемые некрупные, шкафчик с отдельным местом под каждый образец можно разместить даже на стене: он может быть стеклянным или деревянным, в виде открытого стеллажа или со стеклянной дверкой. Для крупных образцов также прекрасно подходит вариант размещения в индивидуальных нишах единого стеллажа. При этом ниши могут быть как одинаковыми, так и разноразмерными, с подгонкой под конкретный образец. Для красивых кристаллов подойдет тканевая обивка, от шелка до бархата.
Что касается интерьера, в который можно вписать ископаемые, то здесь практически нет ограничений. Тема обращения к природе, к самым ее истокам, настолько универсальна, а тренд на размещение эстетичных свидетельств древности настолько популярен, что такое украшение интерьера впишется и в классический стиль, и в современные. А широкий выбор ископаемых по форме и цвету позволяет подобрать свой вариант и к строгому минимализму, и к брутальному лофту, и к вычурному яркому поп-арту.