Классика, французский интерьер, итальянский, английский или североевропейский – декоративный фарфор уместен для многих стилей и направлений, в том числе современных и этнических. Интерьерные фарфоровые вазы – это строгие двуцветные орнаменты, многоцветный сложный сюжет или барочное буйство узоров с густой позолотой. Изящные статуэтки дополняют стиль, а декоративные тарелочки подходят даже для аскетичных и самых современных интерьеров.
Из Китая с любовью
Фарфор – удивительное изобретение человечества. Придуманный в Китае в качестве практичной замены нефритовой посуде, он занял почетное место в ряду лучших украшений интерьера. И хотя фарфор очень практичен, именно он закупался в качестве декора царскими домами за огромные деньги в Китае, и именно фарфоровыми изделиями мы теперь можем отмерять эпохи – эти вазы были привезены в период царствования Ивана Грозного, а эти были заказаны из Европы уже при Николае II.
Постепенно Китай утратил звание царства фарфора: с XVIII века фарфор стали изготавливать в Европе, где мастера придумали множество новых технологий, стилей росписи и изготовления фарфоровых украшений. В зависимости от состава и температуры обжига, фарфор разделяют на мягкий и твердый. Для декоративных изделий подходит мягкий – в нем меньше процент каолина, обжигают его при более низкой температуре, а готовые изделия более хрупки. Посуду и другие прикладные вещи достойные производители делают из твердого фарфора – с большим содержанием каолина, обожженного при высоких температурах. Такой фарфор прочен, непроницаем для влаги, устойчив к воздействию жара и кислот, при небольшой толщине просвечивает, а при прикосновении издает чистый красивый звук.
Во многом фарфор стал так популярен в интерьере благодаря мастерству художников, которые его расписывали. Каждая культура вносила что-то свое: китайцы часто использовали цветы, сосны и павлинов, жители Северной Европы – луковицы, орнаменты и библейские мотивы, немцы – позолоту, англичане – охотничьи и мифологические сюжеты, а Россия показала всему миру гжель на фарфоре.
Полон дом
Традиция выставлять вазы в интерьере пошла от особенностей давнего быта людей, хранивших в сосудах свои припасы. Неиспользуемые сосуды обычно убирались с глаз, а в поле зрения оставались заполненные. Получалось, что чем больше сосудов на виду, тем богаче живет семья.
Вазы – те же сосуды, но пустые: со временем появились другие, более удобные места для хранения припасов и заготовок, к тому же возникли специальные помещения для этого. А в гостиных на видных местах стали устанавливать расписные вазы – как символ богатства, роскоши, изобилия.
Фарфоровые вазы могут «сделать» весь интерьер: они притягивают взгляды, создают настроение, меняют стиль помещения. В зависимости от стиля росписи, вазы делают комнату русской или африканской, чешской или китайской, японской или французской. Вазы могут быть настольными, и тогда их размер невелик, или напольными – вплоть до человеческого роста, но чаще – высотой от полуметра до метра. Настольные вазы хорошо смотрятся на камине, столе, тумбе, комоде или невысоком стеллаже. Они могут быть открытыми или иметь крышку, часто бывают наполнены цветами, соответствующими стилю
и тематике рисунка на вазе. Напольные вазы располагаются в углах помещения или в нишах, образованных мягкой мебелью и стеной – например, у кресел. Часто такие
вазы можно увидеть и в специально созданных для них нишах в стене.
Классическое решение с вазами – парное: две одинаковые или близкие по росписи вазы, составляющие единую композицию. Эта пара должна быть видна в интерьере именно как комплект, но при этом вазы не должны заглушать одна другую. Для этого они располагаются на расстоянии, соответствующем размеру ваз. Принцип один: когда человек смотрит из другого конца комнаты на одну из них, вторая должна быть заметна боковым зрением. В этом случае они не «потеряются», и удастся сохранить композицию. При этом сами вазы могут перекликаться в дизайне, рассказывать одну историю – сюжет царской охоты, миф или две разные истории, объединенные общей тематикой.
Этнические вазы, обращающие к иной культуре, нужно обязательно поддержать другими элементами интерьера. Это может быть текстиль, подушки, светильники, если сами вазы небольшие. Если же они являются ведущим акцентом комнаты, повторить стиль можно в едва заметных деталях – орнаменте стеллажа, ножках мебели или каком-то элементе декора у противоположной стены.
Статуэтки и тарелочки
Фарфоровые статуэтки и тарелочки не выходят из моды уже несколько веков. В последнее столетие их популярность можно объяснить небольшими размерами, которые позволяют разместить статуэтки и тарелочки в любом помещении. Но изначально они были знаком отличия богатых домов и выставлялись на видных местах – тарелочки ставили на подставки.
Традиционные темы фарфоровых статуэток, в зависимости от страны, где они изготовлены, – это животные, птицы и рыбы, деревья и композиции по мотивам природы, а также люди, изображенные в момент важного занятия, – охотник с луком, балерина, надевающая пуанты, пастух с овцами или девушка с корзиной яблок. Сюжеты на фарфоровых тарелочках близки тем, что изображаются на вазах, но могут быть и портретными, посвященными одному персонажу.
Беспроигрышный вариант для большого помещения – комплект фарфоровых украшений, выполненный в единой стилистике. Обычно это две вазы, три-четыре статуэтки и две-три тарелочки. Несмотря на завершенность такого декора, в интерьере его стоит поддержать небольшими штрихами из других материалов – дерева, текстиля, металла. Иначе комплект может выглядеть чуждым помещению.
Смотреть подано
Для столовой есть не только красивое, но и практичное решение с использованием декоративного фарфора – сервировочная посуда. Ее можно использовать и как декор, но куда приятнее увидеть «в деле» и иметь возможность ею воспользоваться. Это блюда и сервировочные тарелки, салатники, менажницы, супницы и кувшины. Если на столе присутствуют несколько таких предметов сервировки, то другой декоративный фарфор в этом же помещении нужно использовать с осторожностью, чтобы не перегрузить интерьер.
Рисунки, орнаменты и мотивы, изображенные на сервировочном фарфоре, могут полностью повторять те, что характерны для ваз. Отличие лишь в том, что в салатниках, блюдах и менажницах рисунок в начале трапезы скрыт едой, поэтому на столе должны стоять хотя бы два-три предмета, на которых рисунок будет виден, – супница, пиала, кувшин.