Искусство театральной декорации практически такое же древнее, как само искусство театра. Этот очень специфический вид творчества призван в комплексе воссоздать место действия постановки, то есть, ни много ни мало, доступными материальными средствами изобразить целый мир, правдоподобный или фантастический. В художнике сцены, с его умением работать с перспективой, пропорциями, монументальными формами, всегда много от архитектора, даже если создаваемая им декорация изображает не городскую улицу или интерьер, а, к примеру, природный ландшафт. И наоборот, архитектор вполне может осмыслить себя как театрального художника, а того, кто будет созерцать его сооружение, – как зрителя в зале. Больше, чем где-либо, эта ассоциация актуальна в таком «срежиссированном» городе как Санкт-Петербург, где планировка улиц и расстановка доминант подчинены своей драматургии.
«Воплощая замысел Петра Великого, первый архитектор Петербурга Доменико Трезини проектировал новую имперскую столицу как гигантскую театральную декорацию спектакля под условным названием “Россия – это Европа”, – говорит председатель оргкомитета конкурса «Золотой Трезини» Павел Черняков. – А литературное закрепление образа Петербурга как декорации взяли на себя Пушкин, Гоголь, Достоевский и Андрей Белый. Именно поэтому организаторы конкурса имени первого архитектора Северной столицы сочли логичным учреждение новой номинации “Лучший реализованный проект театральной декорации”».
«Я очень рада возможности привлечь внимание к сценографии, чьи традиции особенно сильны в России и оказали влияние на развитие искусства и театра во всем мире, – говорит Регина Хидекель, историк искусства и эксперт по русскому авангарду и современному искусству, основатель Русско-американского культурного центра и Общества Лазаря Хидекеля, член жюри «Золотого Трезини» с 2020 года. – Я благодарна сценографии, которая со студенческих лет в Академии художеств дала мне единственную в то время возможность исследовать творчество художников авангарда, связанных с балетом Сергея Дягилева, Камерным театром и театром Мейерхольда. По сей день я горжусь, что в 1972 году опубликовала в журнале “Искусство” статью, в которой впервые после десятилетий молчания были воскрешены имена А. Экстер, А. Веснина, Г. Якулова, которые “перевели” живопись кубофутуризма в трехмерные формы сценического пространства и костюма, что оказало огромное влияние на развитие авангарда во всех сферах искусства и архитектуры. С тех пор я продолжала писать о современной сценографии, которая развивалась в контексте мирового искусства и была намного более продвинутой, чем любая другая форма советского искусства. Советская сценография – это был своего рода феномен, и не случайно она получила всеобщее признание и награды на международных театральных выставках и фестивалях».
Как объясняет Регина Хидекель, сценография как динамическое взаимодействие между искусством, архитектурой и дизайном привлекала ведущих художников на протяжении всей истории театра, но благодаря художественному видению Дягилева театральная декорация трансформировалась в современное искусство, и художник, помимо способности полностью выражать свое новаторское видение, получил огромную аудиторию и пространство для эксперимента. Так, «Черный квадрат» Малевича появился именно в его декорациях к постановке «Победы над Солнцем» в 1913 году.
Футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем», целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности, в свое время стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза слова, музыки и формы. Матюшин так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием. Вся победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте». Именно декорации и костюмы Малевича признаны ключевым художественным достижением оперы, премьерная постановка которой прошла всего два раза. «Это была живописная заумь, предварявшая исступленную беспредметность супрематизма», – писал об этой работе Малевича Бенедикт Лившиц.
Премьера «Победы над Солнцем» отметила рождение супрематизма и вскоре стала предметом изучения принципов этого течения в новой постановке 1920 года, над которой работали педагоги и ученики Витебского художественного училища, в частности, Вера Ермолаева и Лазарь Хидекель. Художественное решение Ермолаевой, соратницы Малевича, было связано с кубизмом и развивало приемы из первой версии спектакля. В 1922 году ее эскизы выставлялись на выставке в Берлине.
Аналогичный пример: театр Мейерхольда стал строительной площадкой для зарождения конструктивизма в творчестве его художников Л. Поповой, А. Родченко, В. Степановой. История конструктивизма в театре отсчитывается от постановки пьесы бельгийского
драматурга Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец», которая была представлена публике в 1921 году. В этом спектакле Мейерхольд впервые вместо декораций использовал конструкции, спроектированные художницей Любовью Поповой. В дальнейшем они стали обычным решением для его спектаклей и всегда служили утилитарным задачам — в противовес изобразительности иллюзионистского театра. Из доклада «О вещественном оформлении “Рогоносца”», прочитанного Поповой спустя два дня после премьеры, следует, что художница рассматривает театр как производство. Она стремилась перевести театральное оформление «из плана эстетического в план производственный», а театральное действие оборудовать «вещественными элементами».
«Морис Кокто заявил, что Пикассо, Грис, де Кирико, Дерен никогда не работали бы в театре, если бы Дягилев не привел их туда, – отмечает Регина Хидекель. – Инициированные Дягилевым реформы изменили театр XX века и присвоили России имя театральной державы».
Прием онлайн-заявок на участие в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации», как и в других номинациях конкурса «Золотой Трезини-2021», открыт на сайте www.goldtrezzini.ru до 1 октября включительно.
Помимо победителей в основных номинациях, по итогам конкурса будет выбрано несколько обладателей специальной Премии Лазаря Хидекеля. Награды вручит Общество Лазаря Хидекеля, партнер «Золотого Трезини», авторам наиболее смелых инновационных проектов. Принять участие могут проекты из всех стран мира, реализованные после 1 января 2019 года.
Лучшие проекты участников «Золотого Трезини» пополнят собрание Государственного музея истории Санкт-Петербурга и будут экспонироваться на ежегодной выставке «Архитектура как искусство» в Петропавловской крепости.