К началу XX века дирекция состояла из директора с двумя чиновниками по особым поручениям, театральной конторы (бухгалтерия, архитекторы, врачи, полицмейстеры, Театрально-литературный комитет, отбиравший пьесы для постановки), балета (балетмейстеры, балерины, первые танцовщицы и танцовщики, вторые танцовщицы и танцовщики, корифейки и корифеи, кордебалет, оркестр), русской оперы (режиссерская группа, хор, артисты, оркестр), русской драмы (управляющий группы, режиссер, его помощники, суфлеры, артистки и артисты), французской труппы. Кроме театров, дирекция имела в своем ведении театральное училище, центральную музыкальную и драматическую библиотеку, экипажное заведение, здание главного гардероба и бутафории и декорационный зал.
Императорскими театрами считались Мариинский – для оперы и балета, Александринский – для русской драмы, Михайловский – для французской и русской драмы, Эрмитажный – для представлений придворных.
А кроме того, Китайский театр в Царском Селе – для особых представлений, назначаемых государем по различным случаям; Петергофский театр – для летних спектаклей; Гатчинский дворцовый театр (в котором только один раз в 1901 году назначен был спектакль по случаю свадьбы великой княжны Ольги Александровны), Каменноостровский деревянный театр. Эрмитажный, Китайский, Петергофский и Гатчинский театры как здания находились в ведении других дворцовых управлений, но оборудование сцены и подготовка к спектаклям делались Дирекцией императорских театров.
Издававшийся дирекцией «Ежегодник императорских театров» публиковал полный репертуар императорских театров Петербурга и Москвы, данные об актерах, информацию о деятельности Театрально-литературного комитета, хронику. Издавались приложения с исследованиями по истории театра. В год выходило 6–8 выпусков «Ежегодника».
Дирекция императорских театров подчинялась министерству императорского двора. С 1902 по 1917 годы место директора занимал Владимир Теляковский, много лет служивший в лейб-гвардии конном полку, и к моменту перехода в сферу управления театрами дослужился до чина полковника. Все время его директорства министром императорского двора служил его бывший полковой командир граф Владимир Фредерикс.
Императорский театр – институция затратная. Только за 1903–1904 годы перерасход театров Петербурга и Москвы составил 3 308 908 рублей. Это были колоссальные суммы, при этом убыточность и дотационность императорских театров была некой константой, с которой мирились заранее.
Теляковский был человек дельный, светский, взяток не брал. Он возглавил дирекцию во время тяжелого кризиса императорских театров. Появляется Московский художественный театр, первый режиссерский драматический театр в России. В столице возникает масса частных антреприз – Веры Комиссаржевской, Всеволода Мейерхольда, Николая Евреинова. Александринка, опирающаяся на проходные пьесы «своих» драматургов и искусство «звезд», перестает быть модной. Десятилетиями определявший развитие русского балета Мариус Петипа уже дряхл, однако не хочет ничего менять и не склонен уступать место молодым балетмейстерам. Но назревшие реформы идут с трудом.
В театральных труппах – непрерывные интриги, в хозяйственной части подворовывают. Решения о репертуаре, распределении ролей, бенефисах, приеме на императорскую сцену, размерах жалования и пенсии принимаются при сильном давлении извне. У многих артисток – влиятельные покровители. Владимир Теляковский записал в дневнике: «Присутствовал сегодня на репетиции “Жавотты” в Эрмитажном спектакле. Довольно скучно и безвкусно поставлен балет Гердтом. Подбор, как и всегда, танцовщиц отвратительный, о чем я сегодня опять заявил Аистову. Опять на первом плане явилась Ширяева жена – по родственным связям. На флангах впереди, как мне объяснил Аистов, были Бакеркина и Васильева. Первая – как содержанка П. П. Дурново, другая – как содержанка Безобразова».
Настоящей руководительницей балетной труппы являлась Матильда Кшесинская – жившая вначале с цесаревичем, а потом, когда тот стал Николаем II, сначала с великим князем Сергеем Михайловичем, а затем с Андреем Владимировичем. Сделавший замечание Кшесинской директор императорских театров Сергей Волконский был немедленно уволен с должности.
Балерину Антонину Нестеровскую содержал великий князь Гавриил Константинович, Инна Неслуховская была замужем за французским дипломатом графом Юмийи де Шевий. Любовь Егорова жила с князем Николаем Трубецким, гласный Петербургской думы, инженер и взяточник Виктор Дандре был любовником Анны Павловой. За Тамарой Карсавиной ухаживали Карл Маннергейм, лейб-медик двора Сергей Боткин, она стала женой Генри Брюса, начальника канцелярии английского посольства в Петербурге. Актрисе Марии Потоцкой из Александринского театра покровительствовал Николай Николаевич-младший.
Помимо любовников существовали еще и бескорыстные поклонники, среди которых были и великие князья, и полковые командиры, и видные сановники. Особенно любили вмешиваться в театральную жизнь великий князь Владимир Александрович и его супруга Мария Павловна.
В балете Теляковским были уволены Мариус Петипа и его помощник Александр Ширяев, солист балета Альфред Бекефи. На смену им пришли балетмейстеры Александр Горский и Михаил Фокин. В опере появились Федор Шаляпин и Леонид Собинов. Спектакли оформляли Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Лев Бакст. В Александринском театре чаще стали ставить «новых» драматургов – Ибсена, Чехова, Гамсуна, Стриндберга. Появились приглашенные режиссеры – Александр Санин и Всеволод Мейерхольд. Была ликвидирована развращавшая артистов система бенефисов.
Но в целом главные успехи русской оперы и особенно балета к тому времени были связаны с деятельностью антрепризы Дягилева. Русскую драму предпочитали смотреть в частных труппах. Система императорских театров постепенно изживала себя.
Театры старого времени
Здание на площади Островского, 6 было построено для Дирекции императорских театров в 1834 году по проекту Карла Росси.