Кресло всегда больше, чем просто сиденье. Эта вещь так или иначе говорит о статусе и амбициях. Историки сходятся во мнении, что кресла появились из стульев для знати. Первые тронные кресла были жесткими, без обивки, но красивыми. Их украшали золотом, драгоценными камнями и ликами божеств, а подлокотники и ножки делали в виде хищных животных, чаще всего львов. Позднее древние римляне придумали набрасывать на кресло мех и ткани, что послужило прообразом первой мягкой обивки. Примерно в таком виде кресло кочевало из века в век, то обретая подставку для ног, то теряя все элементы, включая спинку, и становясь складным.
Времена королей
Вторую жизнь креслу дали французы: именно абсолютистская Франция XVII–XVIII веков возвела этот предмет мебели в культ и придала ему такую роскошь, которой он не знал даже во времена фараонов. Здесь также использовалось золото, но теперь это были золотые нити на тканях пышной обивки. Позднее кресла изменились: обивка стала скромнее, а спинки сначала искривились, как бы обнимая сидящего, а затем, в XIX веке, отделились от сиденья и поднялись.
В России кресла появились в XVI веке, но были предметом интерьера царского двора. Моду на кресла, как и на все европейское, ввел в России Петр I. Строгое геометричное кресло получило мягкую обивку и расширилось, но это по-прежнему была мебель для торжественных случаев. А уже при его дочери, Елизавете Петровне, кресла стали точно как «в европах»: объемными, с богатой мягкой обивкой. С этих пор они прочно вошли в обиход всего императорского двора и дворянской знати.
Звездами мебельной моды XIX века стала семья Гамбс. Они выпускали кресла на любой лад: и в духе минувших веков, и даже в крестьянском, неоготическом и восточном стилях.
Гармония и цвет
Современное изготовление кресел, к счастью, все дальше отходит от типового фабричного производства, которое было характерно для советского периода. Наряду с недорогими массовыми моделями выпускаются не просто качественные и стильные, как при Гамбсах, но и буквально единичные экземпляры – дизайнерские кресла.
Сегодня кресло – это и функционал (позволить расслабиться, «развалиться» – по-прежнему главная его задача), и предмет декора. При помощи правильно подобранных формы и цвета поработать на интерьер может даже самое обычное кресло, не дорогое и не дизайнерское.
Как ни странно, к креслу применимы общие правила оформления текстиля в интерьере. Именно поэтому простой способ выдержать комнату в едином стиле – подобрать обивку кресел к шторам. Не обязательно брать такую же ткань, это даже нежелательно, но ткани должны быть из одной серии и цветовой гаммы. Также, выбирая цвет для кресла, стоит обратить внимание на цвет стен: они не должны сливаться, нужно взять контрастирующие цвета. Однако, если стены не однотонные, кресло смело может повторить один из оттенков на обоях. И даже если кресло уже куплено и совершенно не подходит под цвета в интерьере, все можно исправить небольшой подушкой, наволочка которой «подружит» кресло и стены.
Принято считать, что главным конкурентом кресла в интерьере является диван, но на деле они союзники. Поэтому часто можно встретить диван и кресло, обитые тканями-компаньонами, или в классических черно-бело-красных вариантах. Еще одно популярное решение – однотонный диван, обычно черный или белый, и красочное яркое кресло рядом. Кстати, подушки и тут могут послужить объединяющим элементом, в случае если диван и кресло изначально не особо подходят друг к другу.
На своем месте
В оформлении интерьера играет роль и расположение кресла в комнате. Всем нам известна классика: диван и пара кресел, кресло у камина, два кресла с журнальным столиком посередине или плетеное кресло на благоухающем летними цветами балконе. Однако современные дизайнеры предлагают провокационные способы расположения кресла. Например, два кресла в центре почти пустой комнаты, стоящие друг напротив друга. Ничего больше, и это все для одного гостя. Дизайнеры предлагают ему сесть в одно кресло, а на второе положить ноги. Или взять поднос и использовать второе в качестве кофейного столика. Еще один необычный ход – кресло в спальне для супругов, которые просыпаются в разное время: один уже позавтракал, второй только проснулся.
Впрочем, кресло и само может послужить кроватью. Речь не о советском кресле-кровати, а о современных креслах-трансформерах, оснащенных пультом управления и способных превращаться в полноценное спальное место, проигрывая при этом музыку или показывая кино.
Классика в современности
Сегодня дизайнерские кресла захватили массовый рынок, но покорили сердца людей они гораздо раньше, в XX веке. Например, бескаркасное кресло-мешок, так популярное в наши дни, изобрела много лет назад группа итальянских дизайнеров. А кресло Egg, напоминающее расколотую яичную скорлупу, спроектировал датский дизайнер Эмиль Арне Якобсен. Это кресло взяли за основу своих творений многие современные дизайнеры мебели, аналог Egg есть даже у IKEA.
Знаменитое кресло «Пантон», выполненное из формованного пластика, изобрел датский дизайнер Вернер Пантон аж в 1960 году. Но его уж точно нельзя назвать «ретро»: до сих пор это один из самых востребованных аксессуаров в современном интерьере.
Но самым популярным дизайнерским креслом по сей день остается легендарное Bubble Chair – кресло-пузырь. Оно ненамного моложе «Пантона», его придумал финский дизайнер Ээро Аарнио в 1968 году.
С тех пор оно вдохновило не один десяток творцов, начиная с режиссера знаменитой «Эммануэль» и заканчивая современными молодыми дизайнерами.