01/09/2022 Конкурс «Золотой Трезини»

Искусство показывать

Притягательная и провокационная, трендовая и академичная – этими и не только этими эпитетами можно описать одну из самых интересных номинаций архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» – «Лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции».

Среди участников выставочной номинации «Золотого Трезини-2022» самые разные проекты – от столичных выставок-блокбастеров до локальных инициатив, исследующих культурные феномены своего региона.

Вечные ценности

Выставочный проект «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», последовательно показанный на двух площадках, представил широкую панораму развития отечественного кинетизма – в экспозиции более 400 работ. В основе кинетического искусства лежит идея трансформации как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества. Наравне с научным авангардом, художники-кинеты изобретали визуальные системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления, экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Такие вопросы, как полисенсорность восприятия, алгоритмизация творческого процесса, процессуальность, интерактивность, виртуальность определяли актуальную художественную проблематику того времени. Архитектурное решение выставки позволило проявить связь кинетического искусства с авангардистскими экспериментами начала XX века и актуальными художественными практиками. После премьеры 2020 года в петербургском ЦВЗ «Манеж» проект расширили и успешно перенесли в Третьяковскую галерею в 2021 году. Структура выставки в новом пространстве открыла иные грани восприятия проекта. Связь между разделами была адаптирована, осталось основное цветовое решение. Осуществляя движение через исследование взаимодействия цвета, зрители попадали к конструктивному «сердцу» экспозиции. Светомузыкальные макеты искусственной среды в следующем разделе задали тему изучения окружающего нас пространства. «Лаборатория синестезии» глубоким синим погрузила зрителя в изучение звуковых экспериментов. Проект получил премию «Инновация-2021» как «Проект года». Выставка создана по проекту архитектора и дизайнера Ксении Лукьяновой, автора более чем 25 успешно реализованных международных проектов в сфере культуры и искусства, амбассадора миланского университета NABA.
Среди номинантов «Золотого Трезини» – еще одна экспозиция первого ряда, реализованная в 2021 году в Третьяковской галерее. Выставка «Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии» – это крупнейший в истории Третьяковской галереи международный выставочный проект, посвященный этой теме, разработанный в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Масштабная попытка сопоставить на одной площадке искусство эпохи романтизма в России и Германии не имеет аналогов. Эпоха романтизма определяет новый этап развития искусства и связана с поисками духовной и творческой свободы: многие исследователи определяют этот период как точку отсчета в формировании современного мировоззрения. Такая интерпретация позволила кураторам придать неожиданный поворот всей концепции выставки: благодаря расширению традиционных хронологических рамок выстраивается диалог между полотнами мастеров XIX века и проектами художников, в творчестве которых импульс романтизма воплотился особенно ярко. Выставка объединила работы художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Иоганна Овербека, Александра Иванова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова и др. Более 300 произведений, среди которых около 200 живописных полотен, а также рисунки, архивные материалы и уникальные экспонаты из десятков немецких и российских собраний, раскрыли это художественное направление во всей многогранности, обозначив точки сближения и различия. Работы Гвидо ван дер Верве, Джеймса Тарелла, Билла Виолы, Яана Тоомика, Николая Полисского, Хироси Сугимото, Андрея Кузькина, Сьюзен Филипс, Вольфганга Тильманса помогли зрителям увидеть романтизм глазами человека XXI века и лучше осознать уникальность этого явления — его вневременной характер. Особым элементом и отдельным этапом работы над выставкой стала сама экспозиция, уникальное архитектурное решение которой было предложено всемирно известным архитектором Даниэлем Либескиндом – кстати, членом Международного совета премии «Золотой Трезини».
ЦВЗ «Манеж» в том же 2021 году показал выставку русской живописи XIX века «Покой и радость». Концептуальная подборка произведений позволила сформировать пространство умиротворения и вдохновения, избавленное от суеты. Куратор проекта, ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский, собрал в выставочном зале произведения более ста русских художников, в том числе Владимира Боровиковского и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова. 36 ведущих музеев России и зарубежья предоставили произведения из своих коллекций. Работы, отобранные для участия в выставке, объединяет то, что они не о трагедиях и драмах, а о простых тихих радостях, очаровании природы и красоте городов. Это отражено и в архитектуре экспозиции, которая решена максимально нейтрально, чтобы усилить общее настроение выставки. На двух этажах Манежа архитекторы воссоздали образ классического музея, но в виде макета, чтобы подчеркнуть условность приема. Так что пространство словно превращается в воображаемый музей покоя и радости. Главным цветом был выбран теплый серый, безмятежный и словно обволакивающий живопись. Над головами посетителей открылась инсталляция-небосвод, с облаками и луной, вдохновленными гравюрными пейзажами. Под потолком повисли качели, которые позволили каждому ощутить беззаботность и легкость, отвлечься от суеты. Архитекторами проекта выступили Агния Стерлигова, Надежда Егерева и бюро Planet9, которое специализируется на работе с проектами в области культуры – от музеев и временных экспозиций до общественных пространств и сценографии театральных постановок. Специалисты Planet9 сочетают внимательную работу над предметным с включением широкой палитры сценографических решений: от интеграции мультимедийных технологий до создания аналоговых инсталляций. Саундтрек проекта был создан композитором и пианистом Антоном Батаговым.

Гении мест

Выставка «Москва: проектирование будущего», состоявшаяся в 2021-2022 годах в Музее Москвы, была приурочена к 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана Москвы. Пространство выставки объединило прошлое, настоящее и будущее столицы. Сочетая профессиональный язык и популярное изложение, экспозиция показала развитие архитектуры и градостроительства Москвы, составные части выставки сформировали картину проектирования будущего. Так, одно измерение – это популярная линия: увлекательные фильмы, благодаря которым можно узнать о событиях и явлениях, сформировавших современный облик города. Документальные фильмы сделаны специально для выставки студией «История будущего» Михаила Зыгаря. Другое измерение – профессиональная линия – показало как отдельных личностей, так и систему принятия решений. История генеральных планов развития Москвы была представлена мультимедийной инсталляцией, которая в доступной форме показала концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов, и основные вехи развития города. На выставке присутствовал необычный раздел «Утопии». Это смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие
с реальностью мало общего. Архитектура и застройка выставки выполнены уже упомянутой Агнией Стерлиговой из бюро Planet9.
В Музее Новосибирска в 2021 году открылась выставка, рассказывающая также о местной истории, но гораздо более древней – догородской. Проект «За много лет до Новосибирска» посвящен истории сел, находившихся на месте будущего города. Композиция и фактура экспозиционного оборудования демонстрируют зрителю обстоятельность уклада жизни старинных сибирских сел, сохранение и накопление в которых было главным условием выживания. Автор архитектурного проекта выставки – сценограф, живописец, дизайнер музейного пространства Владимир Авдеев.

В космосе и на Земле

Выставка «Пилигримы» была открыта в Парке покорителей космоса им. Юрия Гагарина в Энгельсском районе Саратовской области 12 апреля 2022 года. Экспозиция разбита на несколько частей, каждая из которых повествует об этапах развития проекта. По замыслу автора – архитектора, сооснователя Клуба молодых архитекторов Саратова Юлии Астафьевой – такое взаимодействие дает наблюдателю чувство «читателя-соавтора». Проект-стратегия смотрится как компьютерная игра, в которую можно погрузиться с головой. Проходя каждую локацию, зритель находит через QR-коды больше информации, чем может считать изначально. Локация № 1 – контррельеф «Поймай», арт-объект, в котором заложены чувства и мысли автора, навеянные местом проектирования. Локация № 2 – проект «Лунное поселение Космическая деревня», где на стойках расположены планшеты с по­этапным «рассказом» проекта, а в QR-кодах заложена графическая часть проекта. И локация № 3 – Портал, разрыв в пространстве и времени, позволяющий материи мгновенно перемещаться между двумя точками. Порталы расположены на расстоянии, участки между ними символизируют временные отрезки.
В петербургском пространстве «Севкабель Порт» в 2021 – начале 2022 года была показана выставка «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности». Этот масштабный проект, которому предстоит посоревноваться с другими названными выставками за премию «Золотой Трезини», позволяет по-новому взглянуть на экологическую повестку. В экспозицию вошли инсталляции современных российских и международных художников, работающих в области мультимедийного искусства и art & science. Главная метафора выставки, вынесенная в название проекта, – Гидра: это и вода, стихия наиболее близкая Петербургу, и мифическое существо, у которого на месте срубленных голов вырастают новые. Выставка рассматривает экологические проблемы, связанные с водой, в контексте художественных высказываний, и то, как человек влияет на эти изменения. Выставку сопровождала обширная публичная программа: artist talks, дискуссии о городской экологии, кинопоказы, перформансы, свопы. Над архитектурным проектом выставки работали ООО «Фабрика событий» и агентство культурных проектов NADO.
Лучший, по мнению экспертов «Золотого Трезини», реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции, как и другие лауреаты премии, будет объявлен 15 ноября на церемонии награждения в Эрмитажном театре.

Все статьи номера