01/09/2022 Интервью

Юрий Хариков и Виктор Шилькрот в жюри «Золотого Трезини-2022»

Жюри архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» пополнилось двумя знаковыми именами из мира сценографии.

С 2021 года премия «Золотой Трезини», которая с момента своего основания была предназначена прежде всего архитекторам и дизайнерам интерьера, вручается также в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации». В связи с этим в жюри премии появился ряд экспертов из театральной сферы. Совсем недавно к судьям «Золотого Трезини» присоединились выдающиеся художники театра Юрий Хариков и Виктор Шилькрот.

Архитектурное знание работает

«Архитектурное знание о создании пространства – для жизни, для игры, для той или иной функции – работает и в театре, – говорит Юрий Хариков. – Поэтому и предложение оценивать в рамках архитектурного конкурса работы сценографов мне кажется совершенно естественным».
Юрий Хариков родился в Воронеже. Окончив в 1982 году архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института, работал архитектором в Выборге, потом там же в Театре кукол – художником. С 1985 по 1987 год был главным художником Ленинградского областного театра кукол (ныне – театр «Старая крепость»), с 1987 по 1988 год – главным художником Орловского областного театра драмы им. И. Тургенева.
Юрий Хариков – автор декораций и костюмов более чем к 70 спектаклям, трехкратный лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», премии им. К. С. Ста­ниславского в номинации «За лучшую сценографию в проекте», обладатель золотой медали за проект советской экспозиции для Пражской квадриеннале-87, национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон», серебряной медали Союза архитекторов России и других наград.
С 1990 года Хариков – художник и педагог Мастерской индивидуальной режиссуры под руководством Бориса Юхананова (Москва). Совместно с Борисом Юханановым, художественным руководителем «Электротеатра Станис­лавский», и хореографом театра Андреем Кузнецовым-Вечесловым создал театр «Санкт-Петербургский маленький балет» (1991—1994). Юрий Хариков выступил художником-постановщиком фильмов «Москва» (реж. Александр Зельдович, 2000), «Эйфория» (реж. Иван Вырыпаев, 2006), «Мишень» (реж. Александр Зельдович, 2011).

Не спрячешься за музыкой

«Для художников театра премия “Золотой Трезини” – это прекрасная возможность диалога со всеми видами “пространственного творчества”: архитектурой, ландшафтным проектированием, выставочным и музейным дизайном и т.д., – говорит новый член жюри премии Виктор Шилькрот. – Здесь мы можем говорить с коллегами на языке изобразительного искусства и рассматривать свои работы именно в этом контексте, вне зависимости от прочих обстоятельств, которые окружают нас в театре (спектакль, пьеса, режиссерский замысел, оборудование сцены и многое другое). Это конкурс пластических идей и образов в чистом виде. Тут не спрячешься за музыкой Моцарта, хореографией Григоровича или игрой Раневской – наоборот, все это должно выразиться в созданном художником живом пространстве сцены».
Виктор Шилькрот в 2001 году окончил постановочный факультет Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова. В 2003 году под руководством Олега Шейнциса окончил аспирантуру. Работал ассистентом художников Алексея Кондратьева и Олега Шейнциса.
Как художник-постановщик выпускал спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Перми, Новосибирска и других городов России. Сотрудничал с режиссерами Сергеем Арцибашевым, Дмитрием Беловым, Александром Галиным, Евгением Марчелли, Борисом Мильграмом, Дмитрием Белянушкиным, Владимиром Портновым, Сергеем Посельским, Романом Самгиным, Геннадием Шапошниковым и другими.
С 2002 по 2017 год Шилькрот преподавал на факультете сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ, с 2006 по 2017 год был заместителем заведующего кафедрой сценографии, и. о. декана факультета сценографии Школы-студии МХАТ. С 2006 по 2016 год совместно с Алексеем Кондратьевым вел мастерскую художников-сценографов.
Виктор Шилькрот – лауреат премии «Дебют» за работу художника в спектакле «Бескорыстный убийца» Э. Ио­неско (РАМТ, Москва), 2005 год. Лауреат премии «Музы­кальное сердце театра» за сценографию к мюзиклу «Алые паруса» М. Дунаевского (Пермский академический театр «Театр-Театр»), 2012 год. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Работа художника в музыкальном театре» за сценографию к мюзиклу «Восемь женщин» по Р. Тома (Пермский академический театр «Театр-Театр»), 2015 год. Участник выставок театрально-декорационного искусства.
Сегодня, помимо Юрия Харикова и Виктора Шилькрота, в состав условной «театральной секции» жюри «Золотого Трезини» входят главный художник БДТ им. Г. А. Товстоногова Эдуард Кочергин, театральный художник Эмиль Капелюш, режиссер оперных постановок Василий Бархатов и критик Павел Руднев.
В 2021 году, когда номинация «Лучший реализованный проект театральной декорации» была объявлена на «Золотом Трезини» впервые, лучшими были признаны декорации к спектаклю «Моцарт “Дон Жуан”. Гене­ральная репетиция», созданные художником Марией Трегубовой для московского театра «Мастерская Петра Фоменко». В число финалистов номинации вошли опера «Снегурочка» (новая сцена Мариинского театра, Санкт-Петербург, художник-постановщик Александр Орлов) и пластический спектакль «Мы» (Пермский академический «Театр-Театр», художник-сценограф Вера Никольская).

Все статьи номера