01/05/2022 Конкурс «Золотой Трезини»

Архитектура как искусство-2022: первые номинанты «Золотого Трезини»

Прием заявок на Пятую международную архитектурно-дизайнерскую премию «Золотой Трезини» начался 1 марта. Представляем избранные проекты из числа уже принятых к участию.

Среди номинантов «Золотого Трезини» этого года – музеи и арт-объекты, многоэтажные и частные дома, интерьеры из России и других стран.

Память и языки

В традиционной номинации «Лучший архитектурный проект музея» архитектором Максимом Любецким предложен проект Еврейского культурного центра и музея истории Холокоста в Сочи, на улице Бытха. Это многофункциональный комплекс, включающий в себя синагогу, образовательный центр для молодежи, центр детского развития, деловой центр, кошерный ресторан, благотворительный центр и музей. Объемно-пространственная композиция здания очень проста: стеклянный куб, опоясанный каменной аркадой. Стеклянный куб – это символ современного, молодого государства Израиль, а каменная аркада – его древняя история. Напротив главного входа обустроена зона отдыха. Это пешеходная зона, где смогут проводить время гости центра и жители микрорайона. Из-за особенности рельефа здание стоит на стилобате, в недрах которого спряталась парковка. Благодаря этому удалось отдать большую часть территории под зону отдыха. После реализации проекта это место станет знаковым не только для жителей района, но и для всех горожан, уверен архитектор.
Архитекторы Metropolitan Studio of Architecture (MSA) разработали проект концептуального Музея языка в Лондоне. Проект критически рассматривает феномен музея и нацелен на его переосмысление, включающее изменение отношений между субъектом (посетителем) и объектом (экспонатом). Пространства от первого до второго этажа – интерактивного характера, а цокольный этаж отведен под экспонаты и архивную деятельность. В подвале находятся постоянные экспозиции на лингвистические темы, разделенные в соответствии с генетической классификацией языков на семьи, и специальное помещение для архива. Первый этаж отведен теме языкового взаимодействия, то есть сфокусированной речи. На этом уровне предусмотрены аудитория и помещения для семинаров. На верхнем уровне главенствует передовая форма языка – письменный текст. Этот этаж отведен под библиотеку с аудиовизуальным оборудованием и учебными центрами.

Арт-подход

В номинации «Лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции» представлена выставка «Москва: проектирование будущего». Приуроченная к 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана Москвы экспозиция демонстрируется до 29 мая 2022 года в Музее Москвы. Пространство выставки объединяет прошлое, настоящее и будущее столицы. Сочетая профессиональный язык и популярное изложение, экспозиция показывает развитие архитектуры и градостроительства Москвы, составные части выставки формируют картину проектирования будущего. Так, одно измерение – это популярная линия: увлекательные фильмы, благодаря которым можно узнать о событиях и явлениях, сформировавших современный облик города. Документальные фильмы сделаны специально для выставки студией Михаила Зыгаря «История будущего». Другое измерение, профессиональная линия, показывает как отдельных личностей, так и систему принятия решений. История генеральных планов развития Москвы представлена мультимедийной инсталляцией, которая в доступной форме показывает основные концепции, которые лежали в основе сложных градостроительных документов, и основные вехи развития города. На выставке есть необычный раздел «Утопии». Это смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие с реальностью мало общего.
Новая художественная номинация, появившаяся на «Золотом Трезини» в этом году, – «Лучшее произведение искусства в открытом общественном пространстве». Номинант пока один, но замечательный – проект архитектурной студии whitelakewhitelake (Александр Белозерцев и Юлия Белозерцева), реализованный в 2021 году в культовом арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области. Павильон «Мягкий уголок» был спроектирован для конкурса арт-объектов к музыкальному фестивалю Signal 2021 и стал победителем в категории Nature Lifecycle. По замыслу художников, временный павильон в данном контексте – это пространство соединения общественного и личного, природного и человеческого – амфитеатр, развернутый вовнутрь, предназначенный для посетителей фестиваля, которые после активного отдыха в окружении громкой музыки могут попасть в тихое место. Простая форма, кажущаяся массивной стена – все это выполнено из мягкого сена. Павильон существовал в течение трех дней проведения фестиваля, а затем был разобран и передан локальным фермерам. В работе заложены размышления об архитектуре как о череде состояний и постоянной пространственной структуре.
С одной стороны, это временный павильон, построенный на период проведения фестиваля: общественное пространство из сена не может существовать долго и при использовании неизбежно превратится в руину.
С другой – структура и заложенный в ней сюжет проникновения в тайное, неочевидное пространство не зависят напрямую от материальности.

Планы на жизнь

В номинации «Лучший проект жилого комплекса» иранская MH+LA studio представила проект дома Cypress Trees. Архитекторы попытались воплотить в проекте идеальный баланс закрытых и общественных пространств, внедрив многоуровневые подвесные сады, мобильные конструкции, малые архитектурные формы из камня. Особое внимание уделили экологической безопасности комплекса и его соответствию санитарно-техническим нормам. С севера на юг планируется проложить воздушные коридоры для естественной вентиляции и обеспечения температурного комфорта в здании. Также это решение минимизирует негативное влияние объекта на окружающую среду. Панорамные раздвижные окна и небольшой дворик, засаженный кипарисами, гарантируют хорошее настроение и атмосферу легкости.
Студия Team Group, также из Ирана, стала номинантом в категории «Лучший проект частного дома» с проектом Bohem Project. Он является образцом бионического проектирования, подразумевающего моделирование систем и механизмов, вдохновленное живой природой. Технологические инновации и искусство применения биологических систем в строительстве являются неотъемлемыми частями этого направления. Этот проект – яркий пример работы в таком стиле. Интеграция техногенных объектов в зеленую среду достигается за счет плавных линий и естественных оттенков.

Красота повседневности

Ряд эффектных проектов уже собрала номинация «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома». Дизайнер Елена Скутова представила петербургский проект «Парадный». В этом эклектичном интерьере применены новейшие технологии «умного дома», системы автоматизации, климатическая технология «холодных потолков». Квартиру площадью 163 кв. м украшают гипсовая лепнина с авторским индивидуальным дизайном, шикарный изразцовый камин ручной работы, гравюры XVIII века, мебель и сантехника по индивидуальному дизайну.
Статусный интерьер в более минималистичной манере показала студия премиального интерьера SIO. Проект «Оливковый дом» реализован в клубном особняке в Москве, рядом с Тверской. Авторская архитектура здания с элементами ар-деко, дорогой отделкой фасадов и солидным лобби создала спокойную атмосферу закрытого клуба. Она и была взята за отправную точку при проектировании интерьера для семейной пары с ребенком. Заказчики не планировали жить в этой квартире постоянно, они хотели иметь собственную альтернативу отельному номеру, чтобы останавливаться во время частых приездов в Москву. Этим отчасти и объясняется такая расстановка приоритетов в планировке и выдержанный стиль без ярких акцентов. Но, к слову, жизнь здесь оказалась настолько комфортной, что семья рассматривает для себя варианты переезда в Москву.
Дизайнер Наталья Самойлова и студия Perfect Space преобразили и наполнили харизматичной винтажной мебелью квартиру в многоэтажном доме в самом сердце Москвы. На площади 85 кв. м разместились прихожая, просторная гостиная-столовая с кухней, главная спальня с отдельной ванной комнатой и гостевая — тоже со своим санузлом. А еще две солнечные лоджии, холл и гардеробная. Дизайнеры переосмыслили устаревшую планировку и разработали новое, современное зонирование для этой квартиры.
Принципиально другой интерьер – бюджетный, яркий и самобытный – самостоятельно создали для дома в Подмосковье его хозяева. Вера и Дмитрий Федченко – не профессиональные дизайнеры. Вот что рассказывает о проекте под условным названием Old_New.Home его соавтор и хозяйка дома: «Несколько лет назад мы с супругом приобрели участок по соседству от нашей дачи в подмосковной Истре. На участке стоял дом, ветхий и покосившийся. Сначала мы думали дом снести, но потом, в годы пандемии, пригляделись к нему получше и решили вдохнуть в него вторую жизнь. Провели отопление, сделали ванную комнату, кладовку под лестницей превратили в туалетную комнату, из летней веранды сделали полноценную кухню-столовую. Прорабов и дизайнеров не нанимали, а взяли эти роли на себя. Все делали сами, иногда привлекая помощников для физических работ. Муж отвечал за техническую часть, я за художественную. Решили использовать принцип экологического потребления и всю обстановку домика собрали по всей стране через сайт Авито. Ванну нашли в Хабаровске, кровать в Екатеринбурге, шкаф в Москве, стол в Новокузнецке. Нашим проектом мы хотели бы показать, что можно сделать самим из старых ветхих домов и что можно создать дом мечты. Главное – это захотеть и любить то, что ты создаешь!»
И еще один интерьер реализован на Ближнем Востоке, но проникнут великолепием старой Европы. Традиционный дизайн проекта Royal Majlis в Дохе, столице Катара, вдохновлен французским стилем XVII–XVIII веков – вневременным и олицетворяющим элегантность и комфорт. Основные линии дизайна были определены с учетом функциональности и с целью добиться гармонии мебели, освещения и декора. Стены с покрытием из стеклофиброгипса декорированы классической лепниной. Роскошный стиль дополняют полы из мрамора с водоструйной обработкой и обои тяжелой фактуры.
Дизайнер Татьяна Медведева представила свою работу в номинации «Лучший реализованный проект интерьера с использованием произведения искусства». Создавая интерьер «Семейные традиции», она постаралась учесть характер заказчицы и ее любовь к ярким предметам, но при этом уравновесить интенсивность деталей и связать все помещения между собой. «Даже в очень недорогом интерьере искусство играет очень большую роль, – считает Татьяна Медведева. – Конечно, в предпочтении не плакат и не распечатки. По мере возможности надо использовать живые работы, выполненные индивидуально. Они вселяют в интерьер душу». Для спальни дизайнер сама написала маслом картину по мотивам небольшого произведения Эдуарда Мане «Розы в хрустальной вазе», а для лестницы выполнена работа в смешанной технике, навеянная образами картин Татьяны Чувашевой. В обеденной зоне расположена картина петербургского художника Игоря Паутова.
«Галерея дизайна и архитектуры» продолжит рассказывать о номинантах «Золотого Трезини-2022». Прием онлайн-заявок на премию проходит бесплатно до 15 сентября на сайте goldtrezzini.ru.