01/06/2021 Конкурс «Золотой Трезини»

Премьера года: театральные декорации на «Золотом Трезини»

Непривычная для архитектурного соревнования номинация «Лучший реализованный проект театральной декорации» в этом году открыта для участников конкурса «Золотой Трезини» впервые. Но она уже успела вызвать интерес театральных художников, работающих в разных жанрах, от трагедии до мюзикла.

По состоянию на конец мая, то есть спустя два с половиной месяца после начала приема заявок, на позолоченную статуэтку Доменико Трезини претендуют реализованные в 2019–2021 годах проекты театральных декораций из ряда регионов России, а также одна работа из США.

Мировая классика

Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова выдвинул на конкурс постановку «Гамлета» 2019 года. Режиссером и сценографом выступил Андрей Тимошенко. «”Гамлет” – это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции, – рассказывает он. – Постановка этой трагедии – вершина, на которую мы замахнулись. И от нее захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лед, как ветер! “Гамлет” – спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идет за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чем Шекспир и о чем мы».
Еще один представленный на конкурсе всемирно известный сюжет – «Кандид». В середине XX века Леонард Бернстайн написал яркий мюзикл по хрестоматийной повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Очередная его постановка, осуществленная в 2019 году в Центре исполнительских искусств Бланка в рамках фестиваля Des Moines Metro Opera в Айове, США, принимает участие в конкурсе «Золотой Трезини». Автор декораций Стивен С. Кемп хотел оформить постановку актуальным для наших дней способом и тем самым пригласить зрителя в бесконечный и загадочный мир оперы. Сначала на сцене появляются отдельные элементы, символизирующие строгую классику вестфальского замка. Постепенно они преобразуются в более сложные декорации, на фоне которых Кандид путешествует и набирается опыта. Каждый из миров выдержан в отдельной цветовой гамме, и по мере развития сюжета разноцветные элементы декораций остаются на сцене, сливаясь в радужный калейдоскоп воспоминаний. В конце спектакля на сцене словно по мановению волшебной палочки «прорастает» множество тюльпанов и трав, и герои оказываются в цветущем саду.

Русский канон

Русская классика первого ранга представлена на «Золотом Трезини» постановкой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе А. Н. Островского на новой сцене Мариинского театра (2020 год). Музыкальный руководитель спектакля – Валерий Гергиев, режиссер-постановщик – Анна Матисон. Художник-постановщик – выдающийся мастер Александр Орлов, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Помимо «Снегурочки», в Мариинском театре вместе с художником по костюмам Ириной Чередниковой он оформил спектакли «Очарованный странник» (2009), «Левша» (2013), «Евгений Онегин» (2014), «Пиковая дама» (2015), «Рож­дественская сказка» (2015), «Не только любовь» (2017), «Царская невеста» (2018). По словам сценографа, при создании концепции декораций к «Снегурочке» он отталкивался от слов из арии персонажа оперы Весны-Красны: «Для радостей любви обогревать мне любо угрюмую страну беспечного народа».
Пермский академический Театр-Театр и художник-постановщик Вера Никольская участвуют в «Золотом Трезини» со спектаклем по ключевому произведению русской литературы XX века – роману Евгения Замятина «Мы». Постановка совсем новая – 2021 года. Два мира – Дикий и Единое государство – два основных пространства спектакля. В мире Единого государства много белого и серого цвета, он стерилен и универсален. Этот мир – графичный, упорядоченный, случайности в нем невозможны. Сценография задает геометрию движений его жителей. Но спектакль пластический, поэтому декорации тоже постоянно «танцуют» разные, порой запрещенные танцы. Танец свободы, любви иногда переходит в ритм железного кибернетического бунта. Занавес из металлических прозрачных конструкций – стена между Единым государством и Диким миром, который вынесен на авансцену и в зрительный зал. В какой-то момент движение его напоминает затвор фотоаппарата – мы словно наблюдаем за героями через объектив. Символом спектакля стали два гексагона – две ячейки, соты, абсолютно одинаковые, универсальные, равнодушные и стабильные, как вся жизнь в Едином государстве, фигуры. Но внутри скрыта энергия движения и любви. «Интеграл» – тоже геометрический объект, додекаэдр.
Также совсем недавно, весной этого года, в Ноябрьском городском театре (Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялась премьера спектакля «ОбломOFF» по мотивам романа И. А. Гончарова. Для постановки режиссером Анатолием Лобановым была выбрана пьеса Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича», написанная в 2000 году. Это трактовка, фантазия на тему романа Гончарова и пример успешной адаптации классики к сегодняшнему дню. Сценическое оформление спектакля «ОбломOFF», созданное сценографом Денисом Денисовым, представляет собой одну большую подушку, в которой живет главный герой.

Люди в истории

Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской (Ростовская область, Новочеркасск) в 2020 году поставил пьесу Леонида Зорина «Царская охота» – драматическую историю из жизни русского XVIII века. Согласно замыслу сценографа Кристины Данилиной, образ спектакля передан через золото дворцовых люстр и сено, где роскошь дворцовых анфилад и аллей переплетается с дворцовыми интригами, а зиждется все на людских плечах. Герой пьесы граф Орлов обожал лошадей. Вся сцена усыпана сеном. Сено здесь – и море, и навоз, и вся грязь и нищета обычного мира. А вот люстры, наоборот, представляют тронный зал для приема гостей. Эти же люстры – золотой лес со свечами. Люстра как символ правосудия – колокол на Болотной площади, который созывает люд на казнь Пугачева. Они же переносят зрителя в Италию, где Морелли, итальянская певица, выплывает на части люстры, как на гондоле. И корабль, уносящий Елизавету к российским берегам, тоже строится из люстр. Все пространство постоянно трансформируется.
Калужский областной драматический театр в 2019 году обратился к более близким историческим событиям. В основе спектакля «Саня, Ваня, с ними Римас» лежат реальные события из жизни семьи драматурга Владимира Гуркина, которая, как и многие, попала в жернова Второй мировой войны. Сценография авторства Евгения Никонорова проста и мобильна, компонуется в разные места действия. При этом условная образность пространства подчеркивает главные смыслы происходящего в спектакле. Театр стремится к лаконичности и краткости.