01/02/2020 Ум и дом

Кино для своих

Полноценный кинозал с индивидуальным «расписанием» и без надоедливых соседей по ряду – мечта киномана. Рассказываем о стоимости домашних кинотеатров, типичных ошибках при их обустройстве и деталях,на которых нельзя экономить.

Кино как развлечение, кино как эмоции, кино как искусство – все это невозможно оценить при просмотре на домашнем телевизоре. Для полного погружения в мир кинематографа нужна сложная современная техника и уединение, которого нет в кинотеатре. К счастью, кинозал можно устроить у себя дома.

Новые технологии

Еще недавно домашним кинотеатром назывался большой телевизор и аудиосистема 5:1. Прошло каких-то полтора десятилетия, и мы уже говорим о том, что даже система 7:1 неактуальна, лучше 9:2, и обязательно – современный формат звука и современный экран, обеспечивающий эффект присутствия.
«Домашний кинотеатр высокого класса отличается особым подходом к проектированию всей системы, – говорит управляющая шоу-рума Atmosferoom Екатерина Волга. – С появлением новых технологий передачи звука и калькулятора Dolby Atmos аудиоряд фильма окружает куполом каждого зрителя для ощущения полного погружения. Вышедшие на рынок проекторы способны воспроизводить видео в формате 8К!»
Хороший домашний кинотеатр для частного дома – это не вторая функция гостиной, а специально выделенное помещение, лучше на цокольном этаже, с грамотной звукоизоляцией и затемнением, в идеале – вообще без окон. Что касается технической начинки – здесь нет единых правил, поскольку научная мысль непрерывно идет вперед, ежегодно предлагая новые возможности, которые трудно было представить еще несколько месяцев назад. Поэтому совет по техническому оснащению – приобретать максимально новые и современные технологии рынка.

Цена вопроса

Домашний кинотеатр – удовольствие не из дешевых. Самый недорогой вариант – это покупка техники в гостиную, хотя эксперты и называют такой подход несерьезным.
«Для гостиной нет смысла выбирать дорогое аудио-видеооборудование, поскольку оно не сможет раскрыть всего своего потенциала, – говорит архитектор, руководитель студии DZMdesign Дмитрий Мудрогеленко. – Разумным ценовым диапазоном для кинотеатра в гостиной в элитных объектах является ценовая вилка от 500 тыс. до 1,5 млн рублей. В специально выделенных для домашнего кинозала помещениях стоимость начинается от 1,5 млн рублей. Но в эту стоимость могут входить и акустические элементы отделки».
По словам специалиста по домашним кинотеатрам и акустическим системам компании Leberit Сергея Полякова, для постройки действительно качественного кинозала затраты составят не менее 3 млн рублей. А сэкономить можно разве что на мебели, звукоизоляции и количестве элементов акустической системы. Но ни в коем случае не на ее качестве!
Еще одна статья экономии – тыловые колонки. Дмитрий Мудрогеленко рассказывает, что их можно встроить в потолок – это довольно частый компромисс между эстетикой пространства гостиной и качеством звука в домашнем кинотеатре.

Звук вокруг

На чем экономить нельзя точно, так это на звуке – качестве акустической системы. Экран и проектор, конечно, тоже важны, но именно звук определяет наши субъективные ощущения от просмотра фильма и создает пресловутый «эффект присутствия», которого мы так хотим добиться.
«От стереосистем, в которых используются две колонки, человечество пришло к многоканальному звуку, позволяющему с головой погрузиться в атмосферу происходящего на экране: слышать звуки такими, какими они должны быть, а главное – слышать эти звуки оттуда, откуда они и должны идти», – говорит Сергей Поляков.
К наиболее популярным форматам, реализующим многоканальный звук, можно отнести Dolby Surround, Dolby Atmos, Auro 3D, DTS:X. В зависимости от выбранного формата, для его реализации потребуется определенное количество динамиков/колонок. «Например, формат DTS:X способен “переварить” 32 колонки одновременно, а в формате Auro 3D обычно используется от 10 до 14, включая сабвуфер, – рассказывает Сергей Поляков. – Картинка, которую зритель видит на экране, за последние годы также претерпела огромные изменения, выйдя на сверхчеткие уровни 4К, 8К и приобретя эффект присутствия 3D. При этом далеко не последнюю роль играют исследования звука, создание звукопоглощающих материалов, использование которых для изоляции стен домашнего кинотеатра помогает достичь реалистичности звучания системы».

Скрыть лишнее

Как это ни грустно для владельцев уже построенных домов, опрошенные нами эксперты едины: качественный домашний кинотеатр невозможно сделать в готовом помещении. Такую функцию нужно закладывать еще на этапе строительства или даже проектирования комнаты.
«Для наиболее качественного звучания все стены в помещении не должны быть параллельны, поэтому его нужно проектировать заранее, – говорит Сергей Поляков. – Возможно, в больших хороших кинотеатрах вы замечали, что стены сделаны как бы “елочкой”? Это позволяет избавляться от эффекта так называемых “стоячих волн”, который мешает полно воспринимать звуковую “картину”. Для этого же в помещениях устанавливают несколько сабвуферов друг напротив друга».
Именно на этапе проектирования можно распланировать, куда спрячутся провода и другие лишние для глаза элементы. «Трассировки кабелей, места выводов, размеры и отверстия для акустики, расположение оборудования – все это требует фиксации на бумаге и последующего контроля, – говорит директор компании «Кино и Свет» Григорий Ким. – В случае если ремонт уже сделан, можно находить компромиссные решения, но это сильно ограничивает в возможностях и выборе оборудования».
Также, по словам Дмитрия Мудрогеленко, в мебели нужно предусмотреть систему охлаждения и множество других нюансов.

Без ошибок

Среди наиболее распространенных ошибок при создании домашнего кинотеатра – покупка не подходящей конкретному помещению техники и обращение к непрофессионалам.
«Во-первых, это попытки разместить домашний кинотеатр постфактум, после окончания отделочных работ, – дополняет список популярных ошибок Дмитрий Мудрогеленко. – Это влечет за собой целый комплекс проблем с прокладкой кабельной инфраструктуры – акустического кабеля к АС, HDMI к средству отображения, витой пары компьютерной сети к стриминговым источникам видео и т. д. Во-вторых, это выбор неправильной высоты подвеса ТВ: зачастую очень высоко, что приводит к эмоциональному разрыву между пространством просматриваемого действия и пространством зрителей. В-третьих, это пренебрежение звуком по сравнению с картинкой».

Екатерина Волга, управляющая шоу-рума Atmosferoom:

О персональном кинозале лучше всего позаботиться на этапе проектирования дома или дизайн-проекта квартиры. Чем раньше специалисты займутся проектированием и исполнением домашнего кинозала, тем быстрее вы начнете наслаждаться кино в своем доме или квартире. Вопрос цены персонального кинозала всегда индивидуален и зависит от множества факторов, начиная с геометрических параметров, заканчивая толщиной стен и наличием соседних комнат. На домашнем кинотеатре нельзя экономить! Но грамотный подход к идее и проектированию грамотными специалистами позволит избежать ненужных затрат. Основная ошибка покупателей системы домашнего кинотеатра – это попытка самостоятельно или с помощью дилетантов собрать домашний кинозал. Всегда обращайтесь к специалистам!

Григорий Ким, генеральный директор компании «Кино и свет»:

Владельцы домов высоких ценовых категорий всегда априори ждут самых новых, актуальных и качественных решений во всех системах дома. И очень редкий такой владелец может сформулировать что-то очень конкретное по кинотеатру. Все хотят лучшее. А дальше уже дело за тем, что предлагает компания-инсталлятор, общаются ли они с заказчиком, или мысли до него доносят несколько доверенных лиц, как это часто бывает, много ли внимания уделяют просмотру кино и многое другое. Но в любом случае самое востребованное решение в загородных домах под кинотеатр – отдельное помещение (желательно в цоколе) – большой экран, проектор, хороший объемный звук – все как в коммерческих кинозалах, но только дома и с несравнимым комфортом.

Дмитрий Мудрогеленко, архитектор, руководитель студии DZMdesign:

Все компоненты кинотеатра должны быть вписаны в интерьер наиболее органичным способом. Мы всегда стараемся скрыть те компоненты, которые могут быть скрыты (усилительный тракт (AV-ресивер), источники аудио-видео-сигнала и пр.), оставив на виду только акустические системы. Так мы минимально вмешиваемся в интерьер. Поэтому мы начинаем инженерную проработку оборудования на первых этапах работы над интерьером. Только таким образом можно добиться качественного финального результата, учитывающего пожелания заказчиков по эстетике, функционалу и техническому эффекту.
Каким образом можно получить наилучший результат в рамках выделенного бюджета? Только обратившись к профессионалам с многолетним опытом работы. Они являются поистине фанатами и знатоками своего дела.

Сергей Поляков, специалист по домашним кинотеатрам и акустическим системам компании Leberit:

Правильная настройка системы – немаловажная составляющая любого домашнего кинотеатра. Мы – за комплексный подход профессионалов. Приведу удачный пример из нашей практики. Сейчас для Клубного дома BARCELONA мы внедряем и настраиваем систему SmartHome, которая будет функционировать в каждой квартире. Уже на стадии заключения договора застройщик знакомит покупателя с нами, а также своими партнерами по интерьерному дизайну, ремонтно-отделочным работам. Поэтому нам успешно удается для каждого потенциального владельца собственного кинотеатра сделать проект, исходя из его пожеланий и условий помещения, в котором реализуется домашний кинотеатр.