01/02/2020 Конкурс «Золотой Трезини»

Хорошая архитектура рассчитана на эмоции

О строительстве домов для блогеров, экспериментах с покупателями и жилье будущего мы поговорили с заместителем генерального директора строительной корпорации «ЛенРусСтрой» (победитель конкурса «Золотой Трезини-2019») Максимом Жабиным.

Строительная корпорация «ЛенРусСтрой» основана в 2001 году. Компания реализует на рынке собственные инвестиционные проекты и строит соцобъекты в рамках государственных контрактов. Флагманский проект компании – строящийся ЖК «Новое Горелово» в Ломоносовском районе Ленобласти на почти полмиллиона жителей. В 2019 году СК «ЛенРусСтрой» стала официальным партнером церемонии награждения архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини», а проект променада-аллеи в ЖК «Новое Горелово» получил специальный приз «За создание социально-культурного общественного пространства».

– Максим Владимирович, СК «ЛенРусСтрой» разработала и реализует на территории ЖК «Новое Горелово» масштабный проект общественного пространства. И это в проекте стандартного класса, в области. На первый взгляд кажется, что в этом нет прямого экономического резона, что работают какие-то другие мотивы.

– Нет, конечно, экономические задачи у нас есть. Заниматься бизнесом без получения прибыли неправильно. Другое дело, что думать надо не только о текущих продажах, но и о перспективе. Активно работать над созданием общественных пространств мы стали года три назад. Но еще с 2013–2014 годов готовили концепцию, трансформировали подход к проекту, потому что понимали, что через определенное время у нас сменится поколение покупателей. Придут те, кто даже в удаленных от центра локациях, таких как наша, захочет увидеть красивые и функциональные проекты. Это цифровое поколение, которое читает и пишет блоги, путешествует и создает запрос на эстетичное и комфортное жилье.
Около трех лет назад средняя цена в нашем проекте была около 60 тыс. рублей за метр, сейчас – 75 тысяч. А некоторые квартиры, которые по своему функционалу, пожалуй, близки к идеалу, гораздо дороже. Буквально на днях мы заключили сделку по 92 тыс. рублей за метр – в Новогорелово! Это говорит о том, что люди сегодня готовы платить за удовлетворение своих потребностей. А потребности – это уже не только поспать, поесть и помыться, если говорить о жилье. Нынешнему поколению также необходимы средства коммуникации, интернет, открытые пространства для общения, работы, креатива. Люди сегодня хотят получать эстетическое удовольствие не только от своей квартиры, но и от дома и района, в котором они живут. Можно сказать, что современный жилой квартал – не «спальный». Он должен становиться самодостаточным и быть развивающейся экосистемой.
Сегодня наши жители – это наша будущая целевая аудитория. Сегодня они еще довольствуются малым, но через 5–7 лет выплатят ипотеку и захотят купить что-то новое, лучшее. И мы будем к этому готовы, потому что уже сейчас выявляем их потребности, знаем, чего им не хватает, и формируем нужный нам продукт.

– Как вы это делаете?

– Например, проводим эксперименты с клиентами. У нас в одном доме были сделаны два одинаковых подъезда, только один с крашеными стенами и самой простой плиткой, а другой с дизайнерской отделкой, грамотным подбором материалов и света. Квартиры практически одинаковые. Менеджер по продажам сначала заводил покупателей в один подъезд, потом во второй, при этом ясно объяснял разницу в цене: здесь 63 тыс. рублей за метр, а здесь уже 67 – примерно так. Вы удивитесь, какой был перевес в пользу красивого подъезда. 9 из 10 выбирали его!
После этого мы приняли решение, что повторно проведем анализ, оценку всей нашей потенциальной целевой аудитории. Наняли специалистов, которые оценили параметры проекта с точки зрения визуалов, аудиалов, кинестетиков. В принципе, в хороших проектах в бизнес-классе все это уже повсеместно в ходу. В холле дома там будет определенный запах, поставленный свет, будет звучать музыка. Некоторые компании даже меняют свет и музыку по времени дня – в зависимости от того, утро сейчас или вечер. Повторюсь, в нашей стране это пока используется в довольно узком сегменте дорогого жилья, и хотелось бы эту ситуацию поменять.

– А есть какая-то страна или город, который вас вдохновляет в этом смысле?

– Представьте, это Латвия, Рига. Я был там в доме, который строится как социальное жилье. Стоимость квадратного метра – 1000 евро, 75 тыс. рублей. Это одна из немногих виденных мной квартир, в которой я хотел бы остаться жить. При этом я понимаю, что там строят из того же бетона, что у нас. Но как-то получается удивительно комфортная среда. Знаю, что большое внимание уделяется изучению потребностей человека, даже его определенного кода, скажем так.
Еще пример из Латвии – компания R.Evolution City. Они делают потрясающие девелоперские проекты с погружением в исторические корни страны, города. Например, есть проект отеля, где один из номеров посвящен знаменитому латвийскому альпинисту, покорителю Эвереста. Они поставили в номере морозильные установки, посередине – палатку. На протяжении 24 часов записывали звук на Эвересте, чтобы воспроизводить его, делали панорамное фото, которое окружает тебя в комнате. Все для того, чтобы на сутки ощутить себя на Эвересте и почувствовать свою связь с этим героем. Это то, что мне интересно, – искать код, ключ к аудитории.

– Какие дома вы будете строить в 2025 году? Пофантазируйте.

– Дома не будут иметь каких-то ярко выраженных доминант. Это должны быть абсолютно простые здания в пастельных тонах, с очень лаконичными фасадами. Благоустройство должно строиться по экологическому принципу: много зелени, экологичные малые архитектурные формы. Безусловно, должно быть функциональное зонирование, чтобы реализовать разные жизненные сценарии с учетом интересов всех возрастных групп. Дальше зайдем в подъезд. Здесь также экологичные материалы, натуральное дерево. Сдержанное освещение – никаких слепящих ламп. Будут внедряться технологии, которые делают жизнь удобнее, – скажем, домофоны входных групп с распознаванием лиц. Затем, поднявшись в квартиру, вы должны ощущать, что квартира стала частью вас, что она готова подстраиваться под ваши желания. Допустим, окна изначально должны быть большими, потому что задернуть шторы вы всегда можете, а сделать маленькое окно шире не получится. И так со всем остальным. Мы мечтаем создавать атмосферу, в которую захочется возвращаться.

– В 2019 году проект променада-аллеи в ЖК «Новое Горелово» компании «ЛенРусСтрой» вошел в число победителей архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини». Почему вы решили принять участие в конкурсе?

– Потому что мы совершенно солидарны с его девизом. Недвижимость – это, конечно, искусство. Архитектор – тот же художник, только вместо красок у него карандаши, чертежная доска или компьютер. Мы испытываем сильные эмоции, рассматривая произведения великих художников и великих архитекторов. И когда находят общий язык талантливый архитектор и девелопер, и они вместе просчитывают эмоции тех, кто будет жить в новом доме, смотреть на него снаружи и пользоваться экосистемой внутри, у их совместного проекта нет шанса проиграть в конкурентной борьбе. Выполнение плана продаж – краткосрочная победа, но не это главное. Ради чего мы строим дома? Какова наша конечная цель? Что сделает наших покупателей счастливее, что привлечет их в наших проектах, почему они обязательно вернутся к нам, выбирая новую квартиру? Только зная ответы на эти вопросы, мы можем рассчитывать на успех. Вот почему конкурс «Золотой Трезини», который оценивает новую архитектуру как искусство, появился очень вовремя.