Галерея красивых домов и квартир
№6 / июнь'2018
Все статьи номера

Новости свежего номера

Картины современных художников украсят холлы дома «Петровская ривьера»

Частью интерьеров входных групп в новом доме компании «Северный город» станут картины художников, творчество которых представлено в музее современного искусства Эрарта.

PLAZA LOTUS GROUP запускает сеть отелей нового формата в Санкт-Петербурге – инвест-отели

Компания PLAZA LOTUS GROUP выводит на петербургский рынок инвест-отели – новый формат коммерческой недвижимости.

В Пушкинском районе Санкт-Петербурга состоялось открытие детского сада.

9 августа во дворе малоэтажного ЖК «Образцовый квартал 2» состоялось торжественное открытие детского сада № 47.

Самые читаемые статьи

Диспут-клуб «Векторы недвижимости»

Москва vs Петербург: и кто культурная столица?

В Москве один за другим расширяют музеи, а теперь еще и будут строить филиал Эрмитажа. В Петербурге не слышно о подобных проектах в области искусства. Ту ли столицу мы зовем культурной?

В конце апреля было одобрено выделение участка для строительства филиала Эрмитажа на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве. Концепцию «московского Эрмитажа» разработал архитектор Хани Рашид, брат эпатажного дизайнера Карима Рашида. Адаптацией идей Хани Рашида к московским реалиям занимается бюро Speech Сергея Чобана. Эрмитаж отвечает за наполнение комплекса. По словам Михаила Пиотровского, главный акцент в московском филиале будет сделан на современном искусстве – кураторские выставки, инсталляции, перфомансы.

Памятник эпохи

По информации «Группы ЛСР», музейный центр «Эрмитаж-Москва» станет филиалом Государственного Эрмитажа, и планируется, что он будет управляться исключительно Государственным Эрмитажем. Им же будут разрабатываться контент и программа мероприятий для московского филиала – выставки, образовательная деятельность, информационная поддержка. «Музейный центр “Эрмитаж-Москва” станет частью культурной инфраструктуры жилого комплекса арт-класса “ЗИЛАРТ”. Планируется, что наряду с Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина центр станет символом Москвы, проектом, в котором красота содержания будет сопоставима с красотой воплощения», – отметили в пресс-службе «Группы ЛСР».
«Музей станет образцом конструктивистской утопии. Там постоянно будет идти игра с перспективой. Например, в крыле современного искусства при помощи занавеса можно декорировать и затемнять некоторые части зала. Мы предприняли попытку создать ощущение постоянного движения вниз-вверх внутри галерей, здесь можно будет в хорошем смысле слова потеряться», – рассказывает о проекте Хани Рашид.
В «Группе ЛСР» отметили, что восьмиэтажное здание музейного центра «Эрмитаж-Москва» своим внешним видом будет напоминать куб с двумя «зависшими в пространстве» блоками. Его общая площадь – 21 175 кв. м. Одновременно его смогут посещать 1725 человек. По замыслу архитектора, специальное наружное остекление здания не пропустит ультрафиолетовые лучи, к тому же будет двойным. Проект предусматривает новые технологии освещения, которые создадут иллюзию воздушности и прозрачности, что актуально и необычно для погодных условий Москвы, где солнечные дни редки.
В московском Эрмитаже предусмотрен открытый амфитеатр – помещение с хорошей акустикой для публичных выступлений и музыкальных представлений. Несколько этажей музея станут единым художественным пространством: залы разной высоты будут объединены открытыми галереями. В музейном центре «Эрмитаж-Москва» запланировано размещение крыла искусства XX века, современного и монументального искусства, а также зала скульптур.
«На примере Эрмитажа Хани Рашида мы увидим новую версию прочтения конструктивизма американским художником, – говорит автор дизайн-кода всего жилого комплекса «ЗИЛАРТ» архитектор Юрий Григорян. – Эрмитаж в “ЗИЛАРТе” можно будет отнести к памятникам нашей эпохи практически сразу после завершения стройки».

Питер отстает?

В целом, в Москве постоянно расширяются музеи и появляются новые музейные пространства. Вокруг Волхонки сформируется музейный квартал Пушкинского музея. Расширяется Политех по проекту японца Джуньо Ишигами. Новую Третьяковку облагородит Рем Колхас. Музеи Кремля расширит Юрий Григорян. Рядом с Болотной площадью бывшая электростанция ГЭС-2 станет открытым музеем по проекту еще одной звезды – Ренцо Пьяно. В перспективе – работы по возведению нового здания ГЦСИ на Ходынке. В связи с этим некоторые эксперты считают, что по части новых музейных и выставочных пространств, как по архитектурным замыслам, так и по количеству, Петербург в последние годы заметно отстает от Москвы. Так ли это в самом деле?

Ментальное очищение

Генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс» Игорь Оноков считает, что девелопмент и архитектура в таком городе как Петербург невозможны без понимания искусства: «Сама Северная столица обязывает девелоперов, особенно работающих в историческом центре, следовать градостроительному контексту, гармонично вплетать свои объекты в архитектурную ткань города. И, безусловно, чтобы строить в Петербурге, соблюдая эти каноны, требуются утонченное мастерство и глубокая любовь к городу, его истории. В этом смысле наш жилой комплекс “Леонтьевский Мыс”, построенный на стрелке Петроградской стороны, – пример такого подхода к архитектуре как искусству. Например, дизайн входных групп “Леонтьевского Мыса” разработан по проекту известной британской студии YOO и культового дизайнера Филиппа Старка, работы которого представлены в европейских и американских музеях – Мusée National d`Art moderne, MOMA, Brooklyn Museum, Design Museum».
По словам Игоря Онокова, разрабатывая интерьеры флагманского лобби, Старк создал пространство, которое является своеобразной гранью и отделяет внешний мир от домашней атмосферы, ментально очищает человека от неприятных мыслей, накопившихся за день. Сам Старк говорит о флагманском лобби как о результате очень творческого, чистого дизайна. Использование высоких технологий при разработке света, игра с цветом и стеклом, зеркальные эффекты погружают в своего рода волшебное место, где вы забываете внешний мир. Так, лобби представляет собой анфиладу из трех зон. В первой (с зеркалами и стеклами) вы видите свое отражение и как бы сбрасываете гнетущие мысли. Вторая – серая зона – свое­образная подготовка к очищению, которое совершается уже в третьей – белой зоне. На финише человек входит в квартиру «просветленным», то есть оставив весь негатив за порогом.
«Каждый элемент интерьера лобби, будь то диван из оникса, стул-призрак Louis Ghost, дизайнерское кресло, принт с глазами, отсылающий к картинам Сальвадора Дали, – сами по себе уже самодостаточные дизайнерские явления. А все вместе они создают ту незабываемую атмосферу, которая присуща интерьерам Филиппа Старка и легко узнаваема в любых точках мира – от Лондона до Нью-Йорка, Тель-Авива, Бостона и Гонконга», – утверждает Игорь Оноков.

Музеи – на окраины

«Так как я художник, из творческой семьи, для меня музеев и галерей много не бывает. Я думаю, чем их будет больше, тем лучше. Знать, что у тебя есть выбор, всегда приятно. У каждой галереи и у каждого музея свой зритель, – говорит художник, скульптор, реставратор Василий Ануфриев. – В Петербурге есть популярные, всем знакомые места, куда обычно люди в нашем городе ходят для культурного обогащения или для новых селфи в инстаграме – кто за чем ходит в музеи. Можно пойти в Эрмитаж. У Эрмитажа достаточно большая коллекция, и каждый месяц происходит что-то новое и интересное. Там всегда можно найти что посмотреть на любой вкус и цвет: от архаики до ультрасовременных вещей. Другой вопрос, что в Эрмитаже расписаны все выставки на пять лет вперед».
Василий Ануфриев считает, что помимо эрмитажного Главного Штаба городу нужны дополнительные площадки, новые современные пространства: «Наверное, их не обязательно впихивать в “невпихиваемых” местах. Это можно и, может быть, даже нужно делать не в центре, чтобы развивать спальные районы и привносить в них культурную жизнь. Кстати, такие площадки могут также послужить на благо современной архитектуры».
По мнению скульптора, немного странно и не всегда удачно смотрится современное искусство в традиционных музеях: «Безусловно, есть очень удачные выставочные проекты, подготовленные кураторами специально под помпезные залы с их вычурными лепными орнаментами, сложнейшей барочной лепниной, мраморными резными каминами, паркетами из всевозможных пород древесины, различных их оттенков и узоров. Но зачастую современное искусство смотрится в таких декорациях инородно и неуместно».

Где искать искусство в Петербурге?

Среди крупнейших центров искусства Василий Ануфриев выделяет Русский музей с его комплексом музеев и выставочных площадок, богатой культурно-просветительской программой, а также ЦВЗ «Манеж», Академию художеств и Академию им. Штиглица с их сложными и интересными выставочными пространствами и интерьерами, которые помимо постоянных экспозиций принимают временные выставки. Крупные проекты, ориентированные на современное искусство, – это Музей нонконформистского искусства на Пушкинской, 10, лофт-проект «Этажи», «Новая Голландия», «Эрарта». Также скульптор называет ряд частных галерей: KGallery, Anna Nova, Marina Gisich Gallery, Name Gallery, DiDi Gallery. Василий Ануфриев говорит, что все их можно по пальцам перечесть, а очень хотелось бы, чтобы их количество росло.
«Мои родители примерно шесть лет содержали галерею на Невском проспекте, которая называлась “Галерея Виктора Ануфриева Art Master”, – рассказывает скульптор. – Это достаточно тяжелый бизнес, очень много нюансов и сложных моментов. Сейчас они работают в основном с музеями, делают специальные проекты под конкретные выставки, или с коллекционерами и арт-дилерами для аукционов и европейских галерей».
По мнению Василия Ануфриева, при кажущемся обилии музеев и галерей, в действительности их маловато, учитывая, что Петербург является вторым по численности населения городом России: «В Москве уже строят музей современного искусства. Я очень надеюсь, что и у нас в Санкт-Петербурге в ближайшее время построят музей современного искусства, который был бы на европейском уровне». В то же время скульптор отмечает, что в Петербурге очень бурная культурная жизнь, буквально каждый день проходит открытие новой выставки, лекция об искусстве и т. д., и даже приходится как-то себя ограничивать, чтобы не растаять в этом круговороте культурной жизни.
Сам Василий Ануфриев старается делать свои работы запоминающимися: «Можно отметить все ледяные проекты, которые я делаю с моей командой в Карелии, в Рускеале, уже четыре года подряд. Для музея городской скульптуры в Петербурге был сделан интересный проект – семь копий памятников из бронзы, которые можно трогать руками. Экспозиция для слепых и слабовидящих, а также всех, кто любит потрогать скульптуры, – “Прикоснись к прекрасному”».

Только без пошлости!

Художник, мастер живописи, станковой и книжной графики, учредитель фондов развития графики «Современная графика» и «Искусство графики» Олег Яхнин уверен, что Петербургу нужны современные музеи и галереи, и чем больше, тем лучше. По его словам, такие объекты – естественная и достойная принадлежность города, называемого культурной столицей: «Любовь к искусству, уважение к высокой культуре всегда приветствуют мероприятия и проекты в этой области деятельности. Главное, чтобы не было дилетантизма и пошлости. В нашем городе можно увидеть множество различных замечательных выставок, и выделить какую-либо трудно, так как у каждой есть свои качества, наполняющие жизнь нашу радостью от общения с искусством. Бывают и разочарования от деятельности непрофессионалов в области искусства, что встречается довольно часто».
Олег Яхнин рассказал, что фонд «Искусство графики», который занимается большими международными выставочными, издательскими и образовательными проектами, 23 марта открыл музей под таким же названием – Музей «Искусство графики», где представлены работы выдающихся мастеров графического искусства. В музее есть зал для экспозиций, а также зал, где находятся печатные станки, на которых работают художники в техниках офорта, литографии, гравюры. Здесь проходят мастер-классы, творческие вечера, кинопоказы.
Несомненно, то, что в Москве будет построен музей современного искусства, который станет филиалом Эрмитажа, – впечатляющая инициатива. Но стоит ли говорить, что Петербург в этом плане безусловно отстает? В нашем городе тоже реализуется немало проектов в области искусства, хоть они, как правило, и менее масштабны и заметны. И как ни крути, где бы ни строился второй, третий или последующий Эрмитаж, первый и главный будет стоять на берегу Невы.

Игорь Оноков

Сама Северная столица обязывает девелоперов гармонично вплетать свои объекты в архитектурную ткань. И, безусловно, чтобы строить в Петербурге, требуются мастерство и глубокая любовь к городу.

Василий Ануфриев

Не обязательно впихивать новые музеи в «невпихиваемых» местах. Это можно и, может быть, даже нужно делать не в центре, чтобы развивать спальные районы.

Олег Яхнин

В нашем городе можно увидеть множество замечательных выставок, и выделить какую-либо трудно, так как у каждой есть свои качества, наполняющие жизнь радостью от общения с искусством. 

Любовь Большева Все статьи автора
Все статьи этой рубрики Вернуться в статьи номера