Галерея красивых домов и квартир
№4 / апрель'2018
Все статьи номера
Диспут-клуб «Векторы недвижимости»

Живая вода: как нам обустроить берега?

Петербург пронизан реками и каналами и выходит на Финский залив. Но такой качественной водной и прибрежной инфраструктуры, как в городах Европы, у нас нет. Почему так вышло и как это исправить?

В феврале 1704 года, когда будущий первый архитектор Петербурга Доменико Трезини прибыл на берега Невы, ничто не предвещало появления здесь великого города. «Болота, древесина, вода», – опишет зодчий место строительства много лет спустя. С тех пор древесины и болот в здешних краях убавилось. Но вода-то никуда не делась! И некоторые эксперты считают, что Петербург своим весомым преимуществом, обилием выходов к воде, пользуется не в полной мере. Они уверены, что инфраструктура на воде и у воды в Петербурге развита недостаточно, что он уступает иным городам с шикарными выходами к воде. Так насколько удовлетворены инфраструктурой на воде и у воды петербуржцы, действительно ли Петербург не использует свои ресурсы на должном уровне и чего ему не хватает, чтобы горожане и туристы были довольны?

Не дотягиваем даже до Казани

Коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Ольга Аветисова утверждает, что Петербург имеет полное право на звание «морского города», если речь идет о крупных инфраструктурных проектах, пассажирском и грузовом морском сообщении, производстве кораблей и комплектующих, регулярных парусных гонках. Но в то же время она признает, что весь потенциал Северной столицы не использован. По ее словам, есть предпосылки к дальнейшему развитию в этом направлении как города в целом, так и рынка жилой недвижимости в частности.
Солист Мариинского театра, лауреат национальных и международных конкурсов Александр Трофимов считает, что инфраструктура у воды практически не развита в Петербурге: «Во многих странах мира понятие “прогуляться по набережной” связано с романтической прогулкой вдоль реки, с посещением небольшого ресторанчика, где столики стоят рядом с водой, где можно попробовать изысканную кухню, так как кафешек бесчисленное множество и повара стараются угодить каждому гостю, чтобы тот, в свою очередь, обязательно вернулся. Но что далеко ходить, в городе Казани, который находится всего в часе полета от Петербурга, есть огромная городская набережная. Летом здесь работают кафе, туристические магазинчики, а зимой выстраивается каток, много различных зимних развлечений. Есть у нас такое в Петербурге? Нет. На набережных есть пара плавучих ресторанов да киоски с хот-догами – вот и вся инфраструктура».

Города мечты

Официальный стилист крупнейшего торгового комплекса Петербурга «Галерея», стилист и редактор журнала о свадебной моде Bride, организатор презентаций и модных показов Алена Носкова на вопрос об «образцовых» городах на воде отвечает, что родилась и живет в Петербурге, и для нее он всегда будет номером 1 в этом списке. Среди других любимых городов с выходом к воде стилист выделяет Стокгольм и Венецию, которые, на ее взгляд, чем-то похожи на Петербург.
Александр Трофимов лучшими городами с выходом к воде называет Любляну, Венецию, Прагу, Будапешт, Лондон, Кольмар, Комо, Монтре. «Города с набережными, от больших до маленьких, связаны с какой-то особой романтикой, и порой хочется подкрепить свои романтические чувства хорошим кофе, бокалом вина или изысканным блюдом, а не порошковым кофе, дешевым пивом или же подозрительного вида сэндвичем. И ведь, как показывает практика, например, города Гамбурга, для этого не надо много места. В Гамбурге вдоль небольшого озерца раскинулась ярмарка: можно купить шарф или шапку, если холодно, съесть пару немецких только что приготовленных горячих сосисок и запить их хорошим пивом или же попробовать свежего сыра, запив его отличным вином, купить пару сувениров или же ремесленных поделок», – рассказывает артист. Он добавляет, что в Петербурге не обязательно жарить немецкие сосиски – можно поставить палатки с блинами, варениками, у нас есть российские сыры, краснодарские и крымские вина, есть домашние пивоварни, квас, сбитень, медовуха – можно все сделать «а-ля рюс». «А ремесленные мастерские? Разве они все закрылись?» – задается вопросом наш собеседник.
Но, по мнению Александра Трофимова, реализация такого проекта упирается в отсутствие поддержки малого бизнеса. Поэтому она на данный момент невозможна, хотя могла бы принести доход как городу, так и его жителям.
Ольга Аветисова согласна, что одним только предпринимателям не под силу задача освоения набережных, создания объектов водной инфраструктуры – должно быть также желание города, важен комплексный подход.
Есть и иная позиция. Инфраструктура у воды в Петербурге не так уж плоха – такого мнения придерживается актер театра и кино Юрий Чулков: «Я считаю, что все постепенно развивается, разве что не так повсеместно и быстро. На Крестовском острове, например, все как раз бурно меняется. В яхт-клубе уже нет мест для стоянок! Если сравнить с тем, что было 10 лет назад, я наблюдаю очевидный прогресс. Страна поднимается, города развиваются – все естественно. Сколько денег вложено, таков и результат. Никаких чудес! С ростом среднего класса в стране будет адекватно развиваться и водная инфраструктура».
Однако артист отмечает, что в Петербурге не очень хорошо работают службы, отвечающие за уборку, в том числе после различных праздников: «В Ницце мне понравилось, что после карнавала через 20 минут следом шли мини-уборочные машины, и к вечеру везде было уже чисто. Сорят везде одинаково, не везде так убирают!»

«Премиум» у воды

Ольга Аветисова говорит, что дома, расположенные на первой линии у воды или же неподалеку от набережных, традиционно относятся к классу «премиум» или «бизнес». Ответ на вопрос, почему же такие проекты привлекательны, по ее мнению, вполне очевиден: «Петербург не зря называют Северной Венецией. Гранитные набережные, реки и каналы, мосты – это визитная карточка нашего города. Поэтому девелоперы с энтузиазмом рассматривают новые территории, которые можно преобразовать в места проживания состоятельных петербуржцев».
По словам Ольги Аветисовой, глупо не использовать возможности места, если строительство идет вблизи воды и набережных: «В нашем случае такие проекты, как минимум, обладают своей тематической инфраструктурой. В “Трех ветрах” это благоустроенная прибрежная зона с прямым выходом к воде, местами отдыха. “Три ветра” – это жилой комплекс бизнес-класса в Приморском районе на берегу Финского залива. Он включает в себя три 13-этажных корпуса, каждому из которых дано название ветра: “Мистраль”, “Бриз” и “Норте”. На Финском заливе, но с другой стороны города, мы завершаем строительство жилого комплекса комфорт-класса “Паруса”. Еще один знаковый для нас проект, точнее, даже “территория будущего”, которая уже активно строится на Октябрьской набережной, – жилой комплекс “Цивилизация”. Он дал старт созданию абсолютно нового микрорайона, концепция которого соединяет в себе современные технологии строительства и передовые тенденции в организации жилого пространства. Дома комплекса, выходящие на Октябрьскую набережную, предстанут в духе сталинского неоклассицизма. Они относятся к бизнес-классу».
В проекте более высокого ценового сегмента – элитном ЖК Neva Haus от «ЛСР» – у жильцов будет своя набережная. «Проект реализуется в одном из самых удачных мест Петровского острова: на береговой линии с видом на Крестовский. Помимо просто потрясающего местоположения, интересны и архитектурные решения, разработанные мэтром Евгением Герасимовым. Кирпичный стиль, умеренная этажность, просторные прогулочные территории – жилой комплекс органично вписывается в природное окружение. Планировки отвечают и духу свободы, связанному с близостью к заливу, и последним трендам», – рассказывает Ольга Аветисова. Также «ЛСР» приступила к строительству нового жилого квартала на Васильевском острове, на первой линии Финского залива. В проекте будет преду­смотрена своя прибрежная инфраструктура.

На работу по Неве

Ольга Аветисова считает, что в Петербурге было бы весьма логично создать водный общественный транспорт по примеру Венеции, и у нашего города есть все возможности для этого: «Попытки популяризации водного такси уже были, но этот вид транспорта не слишком доступен для обычных горожан. А вот идея создания водного трамвая, следующего по городским речным маршрутам, – вполне рабочая».
С ней согласна Алена Носкова: «Нет предела совершенству. Можно развивать водный транспорт и инфраструктуру».
Действительно, в Петербурге уже были попытки разработать водный транспорт, несмотря на то, что сезон, когда он может функционировать, в нашем городе совсем невелик. Хорошо прижился «Метеор», который возит петербуржцев и туристов из центра в Петергоф и обратно, несмотря на высокие цены на билеты. Популярны прогулки по рекам и каналам в сезон. А вот транспорт для обычного, не туристического, перемещения по воде до сих пор остается в зачаточном состоянии и не развивается должным образом. Возможно, причина в консервативности жителей города – даже те, кому «по пути», не хотят менять привычный автобус или метро на некоторое время и боятся неслаженности в работе новой услуги, несмотря на манящее отсутствие пробок. Может быть, дело в расписании водного транспорта. Ведь в среднем поезд метро приходит меньше чем за 3 минуты, автобус – минут за 10, а под расписание водного транспорта придется подстраиваться.
Да и власти города, наблюдая слабый энтузиазм у петербуржцев и не возрастающую популярность водного транспорта, несколько замедлили его развитие и финансирование. Наверняка все изменится, если возникнет спрос. И не слишком корректно в этой связи сравнивать Петербург с Венецией и Гамбургом, где водный транспорт, не только туристический, функционирует круглогодично. Отсутствие северной зимы и заледеневших рек и каналов приучило жителей к такому способу перемещения. Если бы случилось чудо и в Петербурге не замерзла вода зимой, скорее всего, и жители нашего города привыкли бы к водному трамваю.

Климат – не оправдание

Несмотря на недостаточно развитую инфраструктуру у воды в Петербурге, многие его жители не отказались бы поселиться у берега. Александр Трофимов говорит, что хотел бы жить у воды только в летнее время, то есть иметь дачу на берегу реки или озера. Зимой же артист предпочел бы избегать сильных ветров, опасных для человека его профессии. Юрий Чулков отметил, что загородный дом с выходом на реку или озеро – это мечта любого рыбака. Алена Носкова рассказывает, что уже живет в доме в 5 минутах от залива. Такая локация привлекает ее в первую очередь невероятными закатами, хотя погода часто мешает наслаждаться красотой.
Действительно, климат в Петербурге, мягко говоря, не очень хорош. Но, в конце концов, в Лондоне, Праге или, тем более, скандинавских столицах он тоже не всегда радует. Однако погода не мешает этим городам строить жилые и общественные здания и развивать продуманную инфраструктуру у воды. Бесконечно оправдывать климатом все недоработки властей и бизнеса невозможно. Сегодня в Петербурге не способны реализовать свой потенциал водные пространства и набережные самого разного масштаба – от открытого всем ветрам Финского залива до уютных извивающихся каналов. Хочется надеяться, что если будет взят на вооружение опыт не столько Барселоны и Венеции, сколько городов Северной Европы, и у нас появятся современные «места силы» у воды, которые дадут новый импульс развитию города и его туристической привлекательности.

Ольга Аветисова

Гранитные набережные, реки и каналы, мосты – это визитная карточка нашего города. Поэтому девелоперы с энтузиазмом рассматривают прибрежные территории.

Александр Трофимов

В Казани есть городская набережная, где летом работают кафе и магазинчики, зимой – каток. А в Петербурге на набережных пара плавучих ресторанов да киоски с хот-догами.

Алена Носкова

Жизнь в доме в 5 минутах от Финского залива – это прежде всего невероятные закаты. Хотя погода часто мешает наслаждаться красотой.

Юрий Чулков

На Крестовском острове, например, все меняется быстро. В яхт-клубе уже нет мест для стоянок! Если сравнить с тем, что было 10 лет назад, я наблюдаю очевидный прогресс.

Любовь Большева Все статьи автора
Все статьи этой рубрики Вернуться в статьи номера