Галерея красивых домов и квартир
№2 / февраль'2018
Диспут-клуб «Векторы недвижимости»

Заморозка нового строительства в центре?

Власти и застройщики вновь спорят об уместности современной архитектуры в центре Петербурга.

В конце декабря 2017 года на заседании правительства Петербурга обсуждался проект планировки территории участка в Петроградском районе.

ООО «Стройинвест» вносило изменения в проект ради строительства девятиэтажного жилого дома на набережной Адмирала Лазарева на бывшей площадке завода «Вулкан». Эта же компания построила бизнес-центр класса А+ «Тринити» на соседнем участке. В 2015 году здание в современном стиле со стеклянным фасадом полностью арендовал «Газпром межрегионгаз».

«Что-нибудь» – не для центра

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко высказался против подобных проектов: «Понятно, что есть так называемые “серые зоны”, но я считаю, что категорически нельзя полностью видоизменять исторические территории, особенно набережные. Внимательно смотрите за тем, что творят потенциальные застройщики. Сносят что-то, а потом говорят: “Давайте мы что-нибудь построим, из бетона и стекла”. Но это не петербургский стиль. В центре города его не должно быть совсем. Вы же сами знаете, какие были виды, и что сегодня происходит».
Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев после заседания правительства отметил, что проект БЦ «Тринити» согласовали до него. Чиновник заверил, что сделает все для того, чтобы фасады нового жилого комплекса были выдержаны в более классическом стиле, чем ранее предполагалось.

Искусство признают со временем

Толки об уместности хай-тека и других новых манер строительства в центре Петербурга не утихают уже долгое время. С появлением каждого сомнительного проекта вопрос вновь становится актуальным и не оставляет равнодушными ни жителей города, ни власть, ни бизнесменов. Мы решили расспросить петербуржцев о том, как они относятся к новостройкам в современном стиле в центре Петербурга.
Солист оперы Мариинского театра, лауреат и дипломант международных конкурсов, заслуженный артист Республики Северная Осетия Виктор Коротич говорит, что всегда и везде общество было против кричащего новаторства, но история, тем не менее, все ставит на свои места: «Изначально общество отторгает новый вид окружающей действительности (как, например, было со зданием Мариинки-2), но если новое здание является произведением архитектурного искусства, тогда со временем, как мы видим на примере башни Эйфеля, оно становится памятником архитектурной ценности».
«Мне нравится все, что сделано, слеплено, нарисовано, исполнено на высшем уровне и неординарно. Если будут строить коммерческое безобразие, я категорически против. Если это реализация идеи талантливого (сумасшедшего?) архитектора, я категорически за. Мой любимый художник – Дали, и этим все сказано», – делится своим мнением артист.

Пятирублевое строительство

По мнению Виктора Коротича, развитие города не зависит от его архитектуры. Напротив, архитектура развивается и отображает этапы развития города: «В Лондоне, где каждый район не похож на другой, можно найти абсолютно любую атмосферу на любой вкус. Париж более лаконичный, не без вкраплений высоток в центре, хотя основная часть небоскребов находится на Дефансе. Это одно из моих любимых мест. Оттуда видно Париж, а по улицам не ездят автомобили».
Артист обращает внимание на тот факт, что произведение архитектуры не всегда воплощается в том виде, в котором оно было задумано: «Допустим, вам показали проект, который всем очень нравится, и, казалось бы, никто не будет против такого окончательного результата. Но не забываем важный нюанс: это Россия, где берут на строительство 100 рублей, а строят на 5 рублей, и это факт (имею друзей-архитекторов, знаю). В результате получится, что первоначальный проект изменят, и не один раз, по известным причинам».
Виктор Коротич уверяет, что хотел бы видеть Петербург чистым, аккуратным, ухоженным и, конечно, современным, со всеми следами архитектурной истории, но поддерживать городскую среду сложно, пока существуют «гнилые головы с ненасытными карманами».

Закон, а не вкус

Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский уже много лет борется за сохранение исторического центра города и выступает против современного строительства в этой зоне.
«Существует закон о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия. Этот закон однозначно говорит, что в охранных зонах, во-первых, запрещается что-либо сносить, во-вторых, запрещается новое строительство и разрешается только восстановление того, что было утрачено. В той части охранных зон, где менее жесткий режим и разрешено строительство или реконструкция, тоже требуется обязательное соблюдение исторической застройки, поэтому все это определяется законом, а не просто моим личным желанием. Хотя и как гражданин, и как депутат я, конечно, хотел бы, чтобы в нашем городе сохранялся исторический центр в том виде, в каком он был оставлен предками, чтобы мы восстанавливали утраченное или разрушенное, но не возводили бы в нем ничего нового, что кардинально расходится с существующей застройкой», – утверждает Борис Вишневский.
Депутат поясняет, что не говорит о запрете на современную архитектуру в принципе. Речь идет о том, что она не должна появляться там, где уже есть исторически сложившаяся застройка – исторические здания и объекты культурного наследия, памятники федерального или регионального значения: «За пределами охранных зон есть все возможности для появления зданий современных архитекторов. Опять же, если они встраиваются в уже другие градостроительные ограничения: скажем, не превышают по высоте ту, которая обозначена регламентом для соответствующей зоны. Естественно, от сохранения исторического центра ни в коем случае не снижаются инвестиционные и другие возможности, как некоторые полагают. Это просто абсурд! Одна из главных достопримечательностей Петербурга – это его исторический центр, его исторический облик, исторические панорамы. К нам за этим едут туристы из всех стран мира. Многие хотят жить и работать в Петербурге, развивать здесь бизнес».

Построить новый центр

Актер театра и кино Борис Хасанов разделяет взгляды депутата ЗакСа: «Представьте себе, вы купили квартиру и решили сделать ремонт в классическом стиле. И вдруг, когда уже почти все готово, вы ни с того ни с сего покупаете стол в стиле хай-тек и ставите его посреди гостиной, уже оформленной в классическом стиле. Это может говорить только о дурновкусии. Я считаю, что с архитектурными стилями такая же история. Классика и современная архитектура – это несочетаемые вещи».
«Старый город должен оставаться старым. Если есть желание строить новостройки, ультрасовременную архитектуру, пожалуйста – город расширяется, и для нее место есть. Географически центр города поменяться может, может возникнуть деловой район, подобный “Москва-Сити” в Москве. Но никому ведь не пришло в голову рядом с Красной площадью построить “Москва-Сити”. Так же и в Питере: старый город – это старый город. К своей истории нужно относиться бережно. Это часть города, в которой люди должны отдыхать, заряжаться энергией, искусством. Когда “Охта-центр” планировали строить в центре города, я был категорически против. Сейчас я считаю, что он на месте и не только не мешает, но и органично дополняет панораму», – говорит Борис Хасанов.
Актер отмечает, что любые старые дома всегда подлежат реставрации, а способов и технологий реставрации огромное количество: «Я считаю, что это правильно, когда ветхие исторические дома реставрируют, сохраняя внешние стены и меняя внутреннюю начинку, но облик зданий менять нельзя. Если есть пустыри, то можно построить современное здание, но соблюдать при этом общий архитектурный стиль.
На мой взгляд, примеры современных гармонично впи­сывающихся в среду домов уже существуют в Петербурге».

Собакевич, ты ли это?

Прозаик, драматург и поэт Сергей Носов считает, что при верных градостроительных решениях современная архитектура способна сочетаться с прежней, исторически обусловленной. В качестве примера он приводит город Грац.
«Для Петербурга, к сожалению (или к счастью?), эта возможность остается теоретической. Чтобы это почувствовать, достаточно выйти на Владимирскую площадь или вспомнить Башню Мира на Сенной. У меня архитектурные новообразования в центре города часто вызывают ассоциации с мебелью Собакевича у Гоголя: “И я тоже Собакевич!” Мало того, что они выламываются из среды с концептуально заданной нахрапистостью, они еще и в самом деле выламываются: в буквальном смысле унижают соседей. Удачными бывают проекты без претензий на переформатирование среды, но их отличает внешняя скромность. Вторая сцена Александринки, например», – рассуждает Сергей Носов.

Застройщики за консонанс

По мнению президента холдинга RBI Эдуарда Тиктинского, новая архитектура не должна диссонировать с исторической средой, но ей не обязательно заниматься и подражанием: «За 24 года мы построили 11 новых домов в исторической части Петербурга, не считая проектов реставрации исторических зданий. Сейчас строим еще два дома вблизи Невского проспекта и один – на Петроградской стороне. Мы привлекаем таких известных архитекторов как Рикардо Бофилл, Евгений Герасимов, Михаил Мамошин. Всегда учитываем окружение, исторический контекст, традиции петербургской архитектуры, чтобы создавать дома, созвучные духу места. Не случайно два наших проекта включены в Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев. Это дом “Таврический” на проспекте Чернышевского и проект на Свердловской набережной – жилой комплекс “Четыре горизонта” и “Дом на излучине Невы”».
«Исторический центр богат уникальной архитектурой, и почти 25 лет “Группа ЛСР” работает в том числе в этой локации, – рассказывает руководитель архитектурно-дизайнерской группы «Группы ЛСР» Оксана Андросова. – Нашими силами были реконструированы и восстановлены по старинным чертежам десятки знаковых зданий. Во многих из них мы сохранили исторические фасады, в других – воссоздали парадные лестницы и двери, а в некоторых случаях выполнили и уникальные работы по восстановлению окружающего ландшафта».

Локация решает все

Эксперт «Группы ЛСР» среди проектов компании выделяет дом в Зоологическом переулке, 2–4: «В 2012 году “Группа ЛСР” в альянсе с архитектурным бюро “Земцов, Кондиайн и партнеры” и мастерами архитектурно-реставрационной мастерской “Вега” возродила историческое здание по старинным чертежам. Самой кропотливой работой в ходе реставрации стало воссоздание кариатид. Они выполнены из гипса по архитектурным обмерам и моделям с сохранившихся образцов, в полном соответствии с исторической иконографией. Тем же способом возродили причудливые маскароны – скульптурные украшения в виде женских и мужских голов – и лепные орнаменты здания. Реставрация вместе с проектированием и производством работ заняла пять лет, при этом обычно новое строительство занимает около трех лет», – рассказывает Оксана Андросова.
«Проектируя новые дома в более современном исполнении, такие как “Русский дом”, Verona или “Смольный парк”, мы учитываем традиции, историю места и сложившийся пейзаж. Это не значит, что надо подражать окружению. Главное – не противоречить, – считает Оксана Андросова. – Пример – внешний облик элитного комплекса Neva Haus, который мы строим на Петровском острове. Авторы переосмыслили приемы кирпичной архитектуры и объединили в этом проекте классику и современность. В основе архитектурного образа – четкость пропорций и текстур, натуральные оттенки клинкерного кирпича в отделке фасадов, индивидуальные решения для каждого дома. В элитном “Смольном парке” место, где построен комплекс, определило всю архитектуру проекта. Локация позволила привнести нечто новое в облик города, не нарушая при этом его композицию в целом».
Непреложная ценность исторического облика центра Петербурга не вызывает сомнений ни у застройщиков, ни у неравнодушных горожан. В руках властей и компетентных структур сегодня находятся вполне действенные инструменты регулирования застройки. А значит, можно рассчитывать, что современные здания будут возводиться именно там, где они уместны, и Северная столица не превратится в «город контрастов» в худшем смысле.

Виктор Коротич

Если будут строить коммерческое безобразие, я категорически против. Если это реализация идеи талантливого (сумасшедшего?) архитектора, я категорически за.

Борис Вишневский

От сохранения исторического центра ни в коем случае не снижаются инвестиционные и другие возможности, как некоторые полагают. Это просто абсурд!

Борис Хасанов

Старый город должен оставаться старым. Если есть желание строить новостройки, ультрасовременную архитектуру, пожалуйста – город расширяется, и для нее место есть.

Сергей Носов

У меня архитектурные новообразования в центре города часто вызывают ассоциации с мебелью Собакевича у Гоголя: «И я тоже Собакевич!»

Эдуард Тиктинский

Мы всегда учитываем окружение, исторический контекст, традиции петербургской архитектуры.
Не случайно два наших проекта включены в Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев.

Оксана Андросова

Нашими силами были реконструированы и восстановлены по старинным чертежам десятки знаковых зданий. Во многих из них мы сохранили исторические фасады.

Любовь Большева Все статьи автора
Все статьи этой рубрики Вернуться в статьи номера